ТоррНАДО
  Главная  ‡   ‡  Регистрация  ‡  Восстановить Пароль
Привет, Гость
[15] из [15]
Введите Логин:
Введите Пароль:
Регистрация
Восстановить Пароль

Роберт Хайнлайн / Robert Heinlein


Искать торренты: Роберт Хайнлайн / Robert Heinlein


Краткая биография
Имя: Robert Heinlein
Дата рождения: 7 июля, 1907 | рак
Место рождения: Батлер, Миссури, США
Дата смерти: 8 мая, 1988 | 80 лет
Место смерти: Кармэл, Калифорния, США
Карьера: Писатель, сценарист
Жанр: Фантастика, приключения, боевик
Супруга: Элинор  Карри(развод), Леслин  МакДональд(развод), Вирджиния  Герстенфельд



Биография
Роберт Энсон Хайнлайн родился 7 июля 1907 года в небольшом городке Батлер (штат Миссури) и стал шестым ребенком в семье Рекса Айвора Хайнлайна и Бем Лайл Хайнлайн. Вскоре после его рождения семья переехала в Канзас-Сити (Миссури).

Хайнлайн закончил Гринвудскую школу и поступил в университет Миссури, затем сдал вступительные экзамены в Военно-морскую академию США в Аннаполисе. Хайнлайн был образцовым кадетом, он являлся чемпионом академии по фехтованию, борьбе и стрельбе. Прослужил пять лет на эсминцах, затем на авианосце «Лексингтон» — в качестве офицера, отвечающего за радиосвязь с самолетами. Вынужден был уйти в отставку в чине лейтенанта по состоянию здоровья, когда у него обнаружили туберкулез (1934 г.). В 1929 г. женился на Элинор  Каррииз Канзас-Сити, но этот брак продлился около года. В 1932 г. женился вторично на Леслин МакДональд, политической активистке.

После отставки Хайнлайн несколько недель провел в аспирантуре Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (математика и физика); но оставил ее, то ли по причине нездоровья, то ли из-за увлечения политикой. Он сменил множество специальностей, включая должность риелтора недвижимого имущества и служащего серебряных копей. Позднее он вступил в движение Э. Синклера «НЕТ — бедности в Калифорнии!», популярное в начале 1930-х годов в Калифорнии. Когда же Синклер баллотировался губернатором от Демократической партии, Хайнлайн активно участвовал в этой провальной кампании. В 1938 году он сам баллотировался в Законодательное собрание Калифорнии, но вновь неудачно.

Хайнлайн обладал широтой политических взглядов, часть которых можно отнести и к социалистическим. В 1954 году он писал: «Множество американцев заявляют, что Маккарти создал царство террора. Вы этим испуганы? Я — нет, в моем прошлом много политических действий, гораздо более левых, чем позиция сенатора МакКарти».

Первый его рассказ «Линия жизни» был опубликован в августовском номере журнала «Astounding Science Fiction» за 1939 год, который выпускал Джон Вуд Кемпбелл. В 1941 году Хайнлайн был приглашен на Всемирный конвент научной фантастики (Уорлдкон-41), проходивший в Денвере, в качестве почетного гостя (также Хайнлайн был почетным гостем Уорлдконов 1961 и 1976 годов).

Во время войны Хайнлайн работал вместе с Айзеком Азимовым и Л. Спрэг де Кампом в Научно-исследовательской лаборатории ВМФ в Филадельфии.

В 1947 году Хайнлайн во второй раз развелся и в следующем году женился на Вирджинии Герстенфельд, в браке с которой прожил оставшиеся 40 лет своей жизни.
В 1953—1954 годах чета Хайнлайнов предприняла свое первое кругосветное путешествие, впечатление от которого косвенно повлияло на его романы-путешествия (наподобие «Марсианки Подкейн»).

Азимов полагал, что женитьба на Джинни означала и смену политических приоритетов Хайнлайна. Вместе они основали «Лигу Патрика Генри» (1958) и в 1964 году активно участвовали в предвыборной кампании Барри Голдуотера. (В архиве Хайнлайна сохранились и две большие апологии МакКарти). Однако не следует считать Хайнлайна ортодоксом-консерватором: в этот период он впервые открыто пытается совместить свое либертинство с традиционным правом. Хайнлайн стал последовательным борцом с предрассудками и потому крайне негативно относился к любым попыткам классифицировать его идеологию (включая и либертарианство).

Важнейшим общественным деянием Хайнлайна все-таки являются его романы для юношества. Он писал их с научной точки зрения, при этом превосходно зная мир взрослых. Его романы были актуальны, пока в 1959 году роман «Звездная пехота» не был отклонен редакцией как «слишком спорный». Тогда Хайнлайн смог отказаться от амплуа «писателя для тинэйджеров» и смог идти своим собственным путем. Начиная с 1961 года он публикует книги, радикально расширившие границы НФ-жанра, начиная с самого известного его романа — «Чужак в чужой стране» (1961) (англ. «Stranger in a Strange Land», известны также переводы «Чужак в чужой стране», «Чужак в чужом краю») и далее — «Луна — суровая хозяйка» (1966) (англ. «The Moon Is a Harsh Mistress», в другом переводе ­— «Луна жестко стелет»), который считается вершиной его творчества. Признанием его заслуг является приглашение телевидения комментировать в прямом эфире высадку на Луну в 1969 году.

Напряженная работа привела Хайнлайна в 1970 году на грань смерти. Десятилетие 70-х началось для него с перитонита, крайне опасного для жизни, излечение потребовало более двух лет. Как только он почувствовал себя настолько хорошо, что мог работать, в 1973 году Хайнлайн создает роман «Достаточно времени для любви, или Жизни Лазаруса Лонга», в котором появились множество сюжетов, разрабатываемых им в позднем творчестве. В середине 70-х он получил заказ на две статьи в «Ежегодник Британской энциклопедии» и вместе с Джинни объездил страну для организации сбора донорской крови и стал почетным гостем на Третьем мировом конгрессе НФ в Канзас-Сити (1976).
Отпуск на Таити в 1978 году окончился тяжелым приступом ишемической болезни сердца. Он перенес одну из первых операций коронарного шунтирования. В том же году он был приглашен выступить перед Объединенным комитетом Сената и Палаты Представителей. Его речь свидетельствовала о вере, что доходы от развития космических технологий окажут существенную помощь больным и пожилым людям.

Операции позволили Хайнлайну вновь начать работать в 1980 году, так что он успел опубликовать еще пять романов. Он умер во сне от последствий эмфиземы 8 мая 1988 года, во время начальной стадии работы над романом «Мир как миф». Несколько его работ, включая интервью, переписку и ранние литературные опыты были изданы посмертно.

Раннее творчество: 1939—1960

Первый роман, написанный Хайнлайном, назывался «Для нас, живущих, или Осмеяние нравов» (1939), хотя был опубликован только в 2003 году. Роман оказался неудачным в литературном отношении. Потерпев неудачу с романом, Хайнлайн в 1939 году начал продавать в редакции журналов свои первые рассказы, составившие позднее цикл «История Будущего». В журнале Astounding Science Fiction в мае 1941 года была опубликована схема политических, культурных и технологических перемен XX века и далее. Однако в дальнейшем Хайнлайн написал много рассказов и романов, отклонявшихся от его ранней схемы, но образующих самостоятельные циклы. Реальность XX века опровергла его «Историю будущего». Несоответствия Хайнлайн сумел преодолеть в 80-е гг., введя концепцию «Мира как мифа».

Первый роман Хайнлайна был опубликован отдельным изданием только в 1947 году, это был «Ракетный корабль «Галилей»». Первоначально редакция отвергла этот роман, потому что полет на Луну считался тогда совершенно неактуальным. Хайнлайну не везло с издателями: в «Марсианке Подкейн» пришлось заново писать финал, а «Чужак в чужой стране» был сначала издан в сильно сокращенном виде. Только в конце войны Хайнлайн нашел издателя — Скрибнера, который и стал каждое Рождество выпускать по роману для юношества, написанные Хайнлайном. Восемь книг в этой серии были снабжены черно-белыми иллюстрациями Клиффорда Гери. Самыми популярными романами из этого цикла стали: «Имею скафандр — готов путешествовать» и «Астронавт Джонс». В конце 50-х годов стал очевиден конфликт взглядов и образа жизни Хайнлайна с его амплуа — писателя для тинэйджеров.

Ранние романы Хайнлайна интересны и детям и взрослым. Его главные герои этого периода — обычно очень неординарные интеллектуальные подростки, пробивающиеся наверх в обществе взрослых. По форме эти романы просты — это рассказ о приключениях, конфликтах с учителями и родителями и т. д. Однако Хайнлайн полагал, что юные читатели гораздо более искушены, чем это обычно считается. Многие его «юношеские» романы имели поэтому огромный успех[источник не указан 627 дней]. Был издан роман «Фермер в небе» (Farmer in the Sky) — в журнале Boys' Life, в четырех номерах за август, сентябрь, октябрь, ноябрь 1950 г. под названием Satellite Scout («Звездный скаут») (ретроспективная премия за достижения в научной фантастике (Премия «Хьюго») в 2001 г.) В «Красной планете» (1948), где речь идет о революции, в которую вовлечены учащиеся интерната на Марсе, редактор потребовал внести изменения. Его смутило, что подростки ловко обращаются с оружием, а кроме того, слишком экзотично выглядел механизм размножения марсиан (у которых было три пола, совпадающих со стадиями развития).

Хайнлайн превосходно знал о цензурных ограничениях, и поэтому его романы часто консервативны по форме, что позволяло ему проводить идеи, невозможные в тинэйджеровской фантастике других авторов тех же лет.

Многие современные любители НФ уже не помнят, что Хайнлайн стал автором множества клише, без которых немыслим фантастический жанр, но революционных в свое время. Например, роман «Кукловоды» (1942, напечатан в 1951) породил идею пришельцев-паразитов, вселяющихся в тела людей.

Последним романом для юношества, и одновременно самым дискуссионным произведением Хайнлайна стал роман «Звездный десант» (1959). Этот роман был навеян односторонним решением администрации США прекратить ядерные испытания.

Зрелое творчество: 1961—1973

В этот период Хайнлайн написал свои самые знаменитые романы. Все начиналось с «Чужака в земле чужой» (1961). Его работы исследуют в этот период все темы, от либертарианства и индивидуализма до свободной любви. Это составляет до некоторой степени шокирующий контраст с тематикой его ранних романов, однако сам Хайнлайн заявлял позднее, что его читатели 50-х годов еще не были готовы воспринимать его важнейшие темы.

Роман «Чужак в чужой стране» писался более 10 лет и был закончен даже ранее «Звездной пехоты», но автор намеренно не отдавал его в редакции. Этот роман является логическим продолжением неопубликованного литературного дебюта с его темами свободной любви и радикального индивидуализма. (Позднее распространились слухи, что «Чужак в чужой стране» вдохновил секту убийц Чарльза Мэнсона. Действительно, некоторые его последователи читали этот роман. Однако практики, описанные Хайнлайном, не имели к деятельности Мэнсона никакого отношения.)

По мнению критиков и публики, лучшим романом Хайнлайна является «Луна жестко стелет» (1966, в другом переводе «Луна — суровая хозяйка»). В этом романе описана война за независимость лунных колоний с изложением анархической доктрины об опасности любого правительства — включая республиканское — для индивидуальной свободы.
В этот период Хайнлайн обращается также к фэнтези. Он написал несколько рассказов в этом жанре еще в 40-е годы, но его единственным «чистым» фэнтези был роман «Дорога доблести» (1963).

Последний его роман этого периода — «Не убоюсь я зла» (1970, в другом переводе «Пройдя долиной смертной тени») — окрашен заметными сатирическими мотивами и даже элементами антиутопии. Логически к этому роману примыкает другой — «Достаточно времени для любви» (1973).

Позднее творчество: 1980—1987

Проблемы со здоровьем преследовали писателя семь лет. Новый этап начался с публикации в 1980 году романа «Число Зверя» и еще четырех романов, включая «Уплыть за закат» (1987). Все эти книги явно связаны между собою особенностями персонажей, а также временем и местом действия. Эта пенталогия стала изложением философии Хайнлайна. В них много философских моно- и диалогов, множество рассуждений о правительстве, сексуальной жизни и религии. Многие критики отзывались об этих романах отрицательно. Ни один из них не был удостоен премии «Хьюго».

Сюжеты поздних романов не являются однотипными. «Число Зверя» и «Кот, проходящий сквозь стены» начинаются как легкомысленные приключенческие истории, плавно переходящие в поток авторской философии в финале. Критики до сих пор спорят, является ли литературная «небрежность» признаком усталости мастера, его невнимания к форме рассказа, или же это — сознательное желание порвать со стереотипами жанра и расширить границы научной фантастики. По стилю «Число Зверя» можно причислить к своеобразной разновидности «магического реализма». Критики полагают, что поздние романы Хайнлайна являются своеобразными ответвлениями «Истории будущего» и объединяются под общим заглавием «Мир как миф» (от лозунга пантеистического солипсизма — экзотической доктрины, предложенной одной из героинь «Числа Зверя»).
Самой загадочной книгой этого периода является роман 1984 года «Иов, или Осмеяние справедливости», являющийся сатирой против фундаменталистского христианства.

Посмертные публикации

Вирджиния Хайнлайн (ушедшая из жизни в 2003 году) в 1989 году издала сборник «Ворчание из могилы», являющийся собранием переписки Хайнлайна с его издателями. Были изданы публицистические книги Хайнлайна: «Бродяга», описание их кругосветного путешествия начала 50-х годов, а также книга «Забирайте свое правительство!» (1946). В сборнике «Реквием: дань памяти Мастера» (2005) увидели свет некоторые ранние рассказы, которыми Хайнлайн был недоволен и не публиковал при жизни.



Библиография
Романы

1987 «Уплыть за закат» («To Sail Beyond the Sunset»)
1985 «Кот, проходящий сквозь стены» («The Cat Who Walks Through Walls»)
1984 «Иов: осмеяние справедливости « («Job: A Comedy of Justice»)
1982 «Пятница» («Friday»)
1979 «Число зверя» («The Number of the Beast»)
1973 «Достаточно времени для любви» («Time Enough for Love»)
1970 «Не убоюсь я зла» («I Will Fear No Evil»)
1966 «Луна — суровая хозяйка» («The Moon Is a Harsh Mistress»)
1964 «Свободное владение Фарнхейма» («Farnham’s Freehold»)
1963 «Марсианка Подкейн» («Podkayne of Mars»)
1963 «Пасынки Вселенной» («Orphans of the Sky»)
1963 «Дорога славы» («Glory Road»)
1961 «Чужак в чужой стране» («Stranger in a Strange Land»)
1959 «Звездный десант» («Starship Troopers»)
1958 «Будет скафандр — будут и путешествия» («Have Space Suit—Will Travel»)
1957 «Гражданин Галактики» («Citizen of the Galaxy»)
1956 «Время для звезд» («Time for the Stars»)
1956 «Дверь в лето» («The Door into Summer»)
1956 «Двойная звезда» («Double Star»)
1955 «Переменная звезда» («Variable Star»)
1955 «Тоннель в небе» («Tunnel in the Sky»)
1954 «Звездный зверь» («The Star Beast»)
1953 «Астронавт Джонс» («Starman Jones»)
1952 «Беспокойные Стоуны» («The Rolling Stones aka Space Family Stone»)
1951 «Кукловоды» («The Puppet Masters»)
1951 «Между планетами» («Between Planets»)
1950 «Фермер в небе» («Farmer in the Sky»)
1949 «Красная планета» («Red Planet»)
1948 «Космический кадет» («Space Cadet»)
1947 «Ракетный корабль „Галилей“» («Rocket Ship Galileo»)
1942 «Там за гранью» («Beyond This Horizon»)
1941 «Дети Мафусаила» («Methuselah’s Children»)
1941 «Шестая колонна» («Sixth Column»)
1939 «Для нас, живущих» («For Us, The Living: A Comedy of Customs»)



Сценарист
2013 The  Unpleasant  Profession  of  Jonathan  Hoag  
2012 Звездный десант: Вторжение / Starship  Troopers:  Invasion 
1999 Звездный  десант:  Хроники / Roughnecks:  The  Starship  Troopers  Chronicles   (сериал) 
1997 Звездный десант / Starship  Troopers    
1994 Кукловоды / The  Puppet  Masters    
1988 Звездный  десант / Uchû  no  senshi  (видео) 
1858 Пожиратели мозгов / The  Brain  Eaters   
1953 Проект «Лунная база» / Project  Moon  Base
1950 - 1955 Tom  Corbett,  Space  Cadet / Tom  Corbett,  Space  Cadet  (сериал) 
1950 Место назначения - Луна / Destination  Moon   



Ссылки
Русский раздел на официальном сайте

Расширенный поиск:
Поделись ссылкой с друзьями