ТоррНАДО
  Главная  ‡   ‡  Регистрация  ‡  Восстановить Пароль
Привет, Гость
[15] из [15]
Введите Логин:
Введите Пароль:
Регистрация
Восстановить Пароль

Игорь Озеров


Искать торренты: Игорь Озеров














Краткая биография
Дата рождения: 17 марта, 1933 | рыбы
Дата смерти: 28 ноября, 1987 | 54 года
Место смерти: Ленинград, СССР (Санкт-Петербург, Россия)
Карьера: Актер
Жанр: Драма, мелодрама, криминал



Биография
Озеров Игорь Вячеславович родился 17 марта 1933 года.

Окончил Ленинградский государственный театральный институт имени А.Н. Островского.

Был актером Ленинградского БДТ имени Горького, а затем работал в Ленконцерте чтецом. Читал французскую лирику, поэзию итальянского Возрождения, делал композиции советской поэзии, оригинальный монтаж «Маленьких трагедий» Пушкина.

Ушел из жизни в конце 28 ноября 1987 года — упал с лестницы, торопясь на свою премьеру вечера поэзии Блока... Похоронен актер в Вырице (Гатчинский район, Ленинградская область) на церковном кладбище.

Жизни и творчеству актера посвящена глава 28 цикла «Чтобы помнили...» Леонида Филатова.

Об Игоре Озерове рассказывает его лучший друг Юрий Шалыт (2004 год):

«Всегда восторженная речь и кудри черные до плеч...»


Сегодня я хотел бы помянуть добрым словом моего друга — замечательного артиста и чтеца Игоря Озерова. В фильме—опере "Евгений Онегин", поставленном в пятидесятые годы Романом Тихомировым (в то время — главным режиссером Кировского театра), Озеров появился в облике Ленского (пел Григорьев, и пел очень достойно). Вообще, состав актеров был идеальным: красавец Вадим Медведев с его аристократическим челом был хрестоматийным Онегиным (Кибкало); Татьяна, красавица под стать ему — Ариадна Шенгелая (Вишневская), а Ольга — кокетка Немоляева. Фонограмму в очень хороших и естественных темпах записал Б. Э. Хайкин. Но от Ленского невозможно было оторвать глаз: высокий, с одухотворенным лицом, с роскошными, слегка вьющимися волосами до плеч. Казалось, живое воплощение наших представлений о пушкинском герое. Им был создан поистине трагический образ: контраст красоты и роковой судьбы поэта. А свою последнюю элегию — плод скорбных размышлений — Ленский писал в тиши кабинета (по Пушкину), кино представило такую возможность. Эта была первая работа Игоря в кино, и я мальчишкой увидел его в первый раз, тогда еще не зная, что судьба подарит мне его дружбу длиной в четверть века...

Он оказался в нашем доме случайно (случайно ли?). Мама, пианистка—концертмейстер, работала в Ленконцерте, и на одном из сводных концертов она заменила в выступлении заболевшего пианиста — постоянного партнера чтеца Озерова. Игорь всю свою жизнь чтеца всегда выступал с сопровождением музыки. Это была не мелодекламация, музыка всегда подбиралась в точном соответствии с поэзией, ее эмоциональном строем. Ему, видимо, по душе пришелся случайный творческий контакт с новым концертмейстером, и он появился у нас с предложением к маме о постоянном сотрудничестве. Войдя в комнаты и увидев на стене портретную галерею оперных персонажей Довенмана, он на мгновение потерял дар речи. Он и не знал, что вчерашняя пианистка — жена его любимого певца. Игорь признался в своем поклонении ему и рассказал, что у него с женой давняя традиция (почти, как в "Иронии судьбы") — в новогодний вечер слушать "Вертера" в Малом оперном. По причине краткости оперы, ее каждый год ставили именно вечером 31 декабря, и довольные посетители театра, соприкоснувшись с прекрасным, благополучно успевали к праздничному столу.

Вертер в исполнении Довенмана был его любимым оперным героем. Игорь рассказывал, как его в первый раз потрясла сцена появления Вертера у Шарлотты, когда на фоне черного бархата портьер вдруг возникло бледное лицо отвергнутого Вертера: "Да, я пришел, чтобы в последний раз...", а потом: "Вот строфы Оссиана, в них вся моя душа... О, не буди меня, дыхание весны...." Игорь потом много раз вспоминал "Вертера" и я подумал, что его Ленский на экране безусловно сродни герою Гете...

К тому времени Игорь оставил БДТ и перешел на постоянную работу в Ленконцерт. У него возник непримиримый конфликт с Г. Товстоноговым. Игорь не стерпел жесткого диктата, интриг. Замена театральной сцены на эстрадную была вынужденным шагом, но Игорь был бескомпромиссен в творчестве.

А актером он был необыкновенным. Одной из первых его театральных работ был князь Мышкин. Он играл его периодически, в паре с гениальным Смоктуновским (мне крайне повезло, я видел "живой" спектакль со Смоктуновским, и поверьте, помню все его мизансцены, его голос, с момента первого появления в поезде до колыбельной Рогожину в финале). С назначением Игоря на эту роль связана история почти в духе Достоевского. Товстоногов был категорически против кандидатуры Озерова, разразился скандал и Игорь вышел из театра в подавленном настроении. Он шел вдоль Фонтанки, так же, как много позже, герой его фильма "Все остается людям" пойдет, не разбирая дороги, с мыслями о самоубийстве. Вдруг кто—то сзади положил ему руку на плечо, Игорь обернулся... Смоктуновский. Великий актер обнимает его и, со словами дружеского участия, незаметно ведет назад в театр. На Ленинградском ТВ в свое время была сделана запись сцен с Озеровым—Мышкиным и я как—то видел сцену объяснения Мышкина с Аглаей. Конечно, он не копировал и не подражал Смоктуновскому, образ "рыцаря бедного" мне показался невероятно родственным самому актеру — не от мира сего.

Да, судьба Игоря сложилась во многом трагически. Он все—таки оставил театр, но в Москву, как многие бэдэтешники, не уехал. Стал чтецом Ленконцерта. А чтецом он был незаурядным. Тогда в этом жанре преобладал академический стиль торжественно—напыщенной декламации (я не буду утяжелять мой рассказ подробным перечислением звучных имен. Скажу только, что я не поклонник Журавлева, да и чтение Мордвинова представлялось мне уже в то время несколько устаревшим). У Игоря был свой актерский голос. Переведя на язык оперы, я бы определил его, как лирический тенор, но богатый обертонами, разнообразный по своей выразительности. Наверное, он был последним романтическим актером советской театральной эпохи, так и не вписавшимся в Систему. Казалось, не было таких стихов и поэтов, которых он не знал. Я всегда поражался объему его памяти. Именно он привил мне вкус к поэзии, к безошибочному определению фальши в стихах также, как и в музыке, когда слух режет невесть откуда взявшийся чужеродный звук.

У Игоря были потрясающие по красоте программы: французская поэтическая лирика от Возрождения до любимых им Превера и Апполинера. Потом он читал цикл поэзии Итальянского Возрождения. Помню вечер, посвященный Беранже, Бернсу в переводе Маршака. В советской поэзии он делал большие композиции из "Мастеров" Вознесенского, стихов своих друзей — Шефнера, Левитанского и Окуджавы. И все же стихи Пушкина и Блока долгое время ждали своего воплощения в его программах, так была высока профессиональная требовательность Артиста к себе.

Все программы были с музыкой. К тому времени, он попросил маму не подбирать музыку, как раньше, а написать свою, оригинальную. Что было делать? Так мама стала "композитором". Игорь, будучи невероятно музыкальным, точно знал, что должно звучать в тех или иных стихах по характеру, ритму, темпу. Маме оставалось только озвучить его пожелания. Результаты совместного творчества потрясали гармонией поэзии и музыки.

Но он пришелся не ко двору и в Ленконцерте. В итоге разлада с начальством он очутился в Парке ЦПКиО им. Кирова в должности худрука с нищенским окладом. Я помню это жуткое время. Игорь приходил к нам немыслимо одетый, мрачный, мы его кормили, поили, говорили на темы далекие от стихов и театра... С трудом он вернулся на сцену. Но это было второе рождение, мастерство обрело свою зрелость.

И вот памятная дата: 150—летие со дня смерти Пушкина. В БЗФ должен был состояться пушкинский вечер В. Ларионова, ленинградского патриарха цеха мастеров художественного слова. Но Ларионов скоропостижно умирает, и за спасением вечера обратились к Озерову — по—моему, дня за два до концерта.

И вот, в течение двух дней у нас дома идут в непрерывном режиме репетиции сложнейшей программы. Игорь задумал прочесть в первом отделении свой монтаж "Маленьких трагедий", а во втором — шестую главу из "Онегина" и много любимых стихов...

В тот памятный вечер "чертог сиял": зал Филармонии был набит до отказа. Мы были еле живы от волнения: ведь только что прошла премьера "Маленьких трагедий" Швейцера. Выдержит ли Игорь сравнение со знаменитыми именами?..

В этом зале я был свидетелем подобного успеха только у выдающихся музыкантов. В "Маленьких трагедиях" Игорь, без костюмов и грима, продемонстрировал чудеса перевоплощения, при этом почти не двигаясь по сцене и не меняя тембр голоса. Его герои оживали в выразительной декламации пушкинского текста, обогащенной мыслью самого артиста. А в шестой главе "Онегина" с неожиданным драматизмом прозвучали фрагменты из "Реквиема" Моцарта, отпевающие Поэта. "Пророка" Игорь читал на "пиано". Это был не громогласный призыв, а мольба о спасении... На "бис", после "скандежа", Игорь со всепроникающей душевностью и необычайной теплотой прочел притихшему залу "Зимний вечер"...

Мне посчастливилось выступать с Игорем на одной сцене. Как—то я приготовил композицию из всей музыки к "Эгмонту", где увертюра и антракты перемежались с монологами героя. Эта была интересная и памятная для меня работа. А потом я сделал другую композицию из фрагментов концертов Корелли и Вивальди со стихами итальянских поэтов. Часть подготовительной работы проходила у него дома в Вырице, где он жил, окруженный любовью его последней семьи.

Счастье пришло к нему только в последние несколько лет, он сам как—то признался мне в обретенном покое. Но, как это часто бывает, безжалостная судьба распорядилась по—своему. Игорь, торопясь на свою премьеру вечера поэзии Блока, упал на ступеньки лестницы, ведущей в зал. Кто—то из потрясенных свидетелей его ухода сказал "Вот королевская смерть Артиста — на Службе..."

...Память о друге у меня осталась на всю жизнь. Игорь был тонким живописцем и на мою свадьбу он пришел с подарком. На его картине, с еще влажными красками, была изображена сцена из XVIII века: в интерьере комнаты, на фоне предзакатного солнце, музицировали двое — клавесинистка и виолончелист. Спустя много лет виолончелистом стал мой сын...

Источник: сайт www.opera—life.ru



Фильмография
1985 Переступить  черту (ТВ) ... Юрий Артемьевич Беспалов
1983 Клятвенная  запись ... Бакунин
1983 Дублер  начинает  действовать ... Анатолий Сергеевич Соколов
1978 Молодая  жена ... Игорь Павлович, председатель совхоза
1976 Театральные  истории (короткометражный) ... Репортер
1976 Преступление:  Обман ... Павел Сергеевич, учитель
1976 Преступление:  Нетерпимость ... Павел Сергеевич, учитель
1975 Руки  человеческие (ТВ)
1974 Совесть (сериал) ... эксперт
1974 Засекреченный  город ... Владлен Степанович, начальник пионерского лагеря
1973 Надежда ... Константин Игнатьевич Крупский, отец Нади
1971 Холодно  -  горячо (ТВ) ... Игорь, муж Веры Касаткиной
1971 Шельменко-денщик ... Иван Семенович Скворцов, капитан, командир военного отряда
1970 Ференц  Лист.  Грезы  любви / Loves  of  Liszt,  The ... Рихард Вагнер
1969 Освобождение:  Прорыв ... лейтенант Леонтьев
1968 Освобождение:  Огненная  дуга ... лейтенант Леонтьев
1967 Татьянин  день ... Пал Палыч Шатов
1967 Зеленая  карета ... Юрий Глебов, поручик, влюбленный в Асенкову
1966 Такой  большой  мальчик ... Саша, папа Коли
1966 На  диком  бреге ... сотрудник КГБ
1964 Гранатовый  браслет ... Желтков
1964 Чайка (ТВ) ... Треплев
1963 Хроника  одного  дня / Vienos  dienos  kronika ... Борис
1963 Синяя  тетрадь ... Вячеслав Зоф
1963 Все  остается  людям ... Алексей Вязьмин, молодой талантливый ученый, трагически погибший
1959 Песня  о  Кольцове
1958 Евгений  Онегин ... Владимир Ленский (поет Антон Григорьев)

Расширенный поиск:
Поделись ссылкой с друзьями