ТоррНАДО
  Главная  ‡   ‡  Регистрация  ‡  Восстановить Пароль
Привет, Гость
[15] из [15]
Введите Логин:
Введите Пароль:
Регистрация
Восстановить Пароль

Борис Тенин


Искать торренты: Борис Тенин




























Краткая биография
Дата рождения: 23 марта, 1905 | овен
Место рождения: Кузнецк, Пензенская губерния, Россия
Дата смерти: 8 сентября, 1990 | 85 лет
Место смерти: Москва, СССР (Россия)
Карьера: Актер
Жанр: Драма, комедия, военный
Супруга: Ольга  Иванова(развод), Лидия  Сухаревская (один ребенок)
Семья: Борис  Тенин (внук)



Биография
Борис Михайлович Тенин родился 23 марта 1905 года в г. Кузнецке Пензенской губернии. Детство будущего актера, которое проходило в Туле, не было легким. Случалось проходить через разные искушения. Законы двора и улицы делали свое дело. Мальчику поневоле, ради самоутверждения среди сверстников, приходилось участвовать в каких-то общих мелких беззакониях - например, по наущению местного предводителя-подростка воровать шоколад из кондитерской. А однажды в течение целого лета он дышал эфиром, получив каким-то образом к нему доступ. Но нужно сразу заметить, что из всех житейских передряг Тенин, начиная с юных лет, выходил всегда сам. Никому не приходилось силой исправлять его ошибки. Он быстро доходил до всего своим умом - и благополучно преодолевал испытания. У него была сильная воля и крепкий характер.

Ему нравились уличные куплетисты, музыкальные эксцентрики. Дома он освоил гармошку, на которой играл отец, железнодорожный инспектор. Потом в ход пошли полифонические эксперименты - ему нравилось извлекать звуки из бутылок, наполненных водой с разным уровнем. Получалась гамма. Затем прибавилась гитара и игра на пиле. Все это было подсмотрено им на улице. Позже он освоил игру на банджо, гавайской гитаре и многих других музыкальных инструментах. Произошло это уже тогда, когда Борис  Тенинстал актером.

В 20-е годы Тенин, как и большинство эстрадно-комедийных артистов, сменил бесчисленное множество театров, театриков и эстрадных коллективов. В 1922 году окончил Государственный институт музыкальной драмы. Затем играл в московской Вольной мастерской В.Э.Мейерхольда. В 1923 году вступил в передвижную группу «Комедианты», в 1924 году - в «Синей блузе» (где попал в бригаду Сергея Юткевича, в фильмах которого затем сыграет свои самые известные кинороли), в 1925 году - в Театре имени Мейерхольда, затем - снова в «Синей блузе». В 1926-1927 г.г. - актер театра «Современной буффонады», с 1927 по 1928 г.г. - в Театре Дома печати, с 1928 по1932 г.г. - в театре «Обозрении»", с 1932 по 1936 г.г. - в Московском мюзик-холле.

В 1937-1946 г.г. Борис  Тенинбыл ведущим актером Ленинградского театра Комедии, где познакомился со своей будущей женой, великой театральной актрисой Лидией Петровной Сухаревской . Сухаревская и Тенин стали одним из самых знаменитых дуэтов в истории советского театра. Практически вся дальнейшая театральная деятельность Тенина связана с творческими поисками Сухаревской - ее роль в этом союзе была ведущей.

С 1946 по 1955 г.г. Тенин - в Театре-студии киноактера, с 1955 по 1962 г.г. - в Московском театре сатиры, с 1962 по 1974 г.г. - в театре на Малой Бронной, с 1974 года и до самой смерти - в Театре имени Владимира Маяковского.

В 1933 году преподавал клоунаду в Московском цирковом техникуме. Начинал сценическую деятельность как комедийный актер-импровизатор, склонный к эксцентриаде, гротеску, буффонаде, до последних дней сохранив легкость и совершенство пластики. С годами нередко исполнял роли социальные, драматические и даже трагические.

Борис  Тенинв театре и кино позволял себе быть открытым. Он с упоением балагурил, дурачился, смеялся, откровенничал — последнее, наверное, самое важное. И все это обязательно с подмигиванием зрителю, немножко через край, на бис. Этапной не только для Тенина, но и, пожалуй, для всего советского кино стала роль секретаря парткома в фильме «Встречный» (1932). Впервые вместо безупречно-оптимистической "кожаной тужурки" на экране появился человек не просто живой и обаятельный, но, что существенно, несовершенный и переживающий. Звали его просто Вася. Он выпивал со старым недисциплинированным мастером и дарил ему котенка, чтобы задобрить старика, ухаживал за чужой женой (причем безо всякой взаимности).

Это действительно было внове, но тенинский эстрадный задор придавал образу условность уже другого рода. Тем более, что режиссер Юткевич (именно ему во «Встречном» досталась линия Тенина и остальных персонажей второго плана; Эрмлер работал только с исполнителем главной роли Владимиром Гардиным) вовсе не стремился ни к какому реализму. И, благодаря Тенину и Юткевичу, «Встречный» стал своеобразным водоразделом: на смену железным большевикам пришли бесшабашные и хулиганистые комиссары, парторги и секретари парткомов. Вскоре Тенина завалили предложениями сняться в подобных ролях — одну он даже сыграл в фильме «Вражьи  тропы» (1935) О.Преображенской и И.Правова.

Но интересы Тенина лежали в другой области: всю жизнь он стремился прежде всего к разнообразию, причем с уклоном в цирковую сторону. «Если бы мне теперь представилась возможность стать клоуном, — писал он уже в старости, — я бы не повторялся ни в обличье, ни даже в характере! И я совсем бы не стремился быть узнанным зрителем по какой-либо одной постоянной маске. В каждой программе я хотел бы быть разным, неожиданным». Реализовалось это лишь отчасти: роли были разные, но Тенин оставался Тениным. Была в нем неистребимая сдержанность настоящего интеллигента, которая не только неизменно облагораживала любую буффонаду, притушевывала любую грубость, но и сдерживала любой порыв. И поэтому есть что-то родственное во всех комедийных ролях Тенина: будь то английский матрос Фред, обретший свое счастье на стройке Днепрогэса («Изящная  жизнь» Бориса Юрцева, 1932), артистичный и трогательный карманник Горох («Песнь о счастье» Марка Донского и Владимира Легошина, 1934), золотоискатель Саша Мраморов, мечтающий о шубе английского короля («Тайга  золотая» Геннадия Казанского и Максима Руфа, 1937), или даже сам бравый солдат Швейк в агитационно-лубочных «Новых похождениях Швейка» (1943) Юткевича, поставленных с оглядкой на опыт «Синей блузы».

Эта же врожденная интеллигентность ощущается и в самой знаменитой киноработе Тенина, «Человеке с ружьем». На первый взгляд, роль создана чуть ли не по законам школы Станиславского; точно найденная походка, крестьянский говорок, негнущиеся, грубые пальцы. И все-таки, то и дело проскальзывает абсолютно городская, лукавая усмешка: Тенин гораздо умней и образованней солдата Ивана Шадрина и никак не может этого скрыть.

Наверное, у Бориса Тенина были все задатки настоящего киноартиста, но ему не очень повезло с режиссером. За ним закрепилось звание «артиста коллектива Юткевича», а Юткевича мало интересовал живой человек на экране. Своеобразным антиподом Юткевича был Яков Протазанов — один из самых тонких мастеров работы с актером. В его «Бесприданнице» (1937) Тенину досталась небольшая роль Вожеватова — возможно наиболее совершенная в кинобиографии артиста. Наивность, открытость и, главное, необычайная легкость Вожеватова — кажущиеся; истинный характер в пьесе намеренно не раскрыт, но из окружающей ситуации становится ясно, что на деле все обстоит гораздо сложнее и менее привлекательно. Нужно было очень деликатно, еле заметно передать эту «сделанность» Вожеватова, и Тенину это удалось в совершенстве: ведь и у него была подобная «сделанность» (хотя в основе лежал совсем другой характер, чем у его героя). К сожалению, никогда больше подобных ролей Тенин не играл.

Среди полутора десятка послевоенных киноработ Бориса Тенина заметных почти не было. Хотя случались и главные (например, Нестерка в одноименной комедии Алекандра Зархи, 1955 — своеобразный гибрид Швейка и Шадрина). Уже к старости Тенин задумался о переходе к «серьезному» драматическому репертуару. В театре ему это в какой-то мере удалось: он начал играть в пьесах Шоу, Дюрренматта, Арбузова, в конце жизни интересно сыграл Сорина в «Чайке». Но с кинематографом Тенину катастрофически не везло: в 1959 году он пробовался на роль Вилли Ломена в фильме Теодора Вульфовича и Никиты Курихина «Мост перейти нельзя» (по пьесе Артура Миллера «Смерть коммивояжера»), в 1971 году — на роль профессора Сретенского в «Монологе» Ильи Авербаха — и оба раза не был утвержден. Эстрадно-цирковая манера стала неотъемлемой частью тенинской игры: он уже никак не мог обойтись без подмигивания зрителю, без приветственного жеста.

В последние годы жизни Тенин с большим успехом снимался на телевидении, которое было гораздо ближе к театру, чем кинематограф. В частности, здесь артист сыграл комиссара Мегрэ в знаменитой серии телеспектаклей по романам Жоржа Сименона. Последний из этих спектаклей вышел в 1982 году. За год до этого актер был удостоен почетного звания народного артиста СССР.

Одним из средств достижения внутреннего покоя (актер называл эти средства «громоотводами») для него стала прекрасная домашняя библиотека. Ее собрал сам Борис Михайлович. Она состояла из двух частей. Первая была подобрана по профессиональному признаку и включала мемуары, письма, работы по теории актерского мастерства и т.д. А вторая часть состояла из книг по самым разным областям знания. Эта библиотека у него была третьей по счету.

Первую он собрал, когда был еще молодым актером. Собирал классику, журналы наподобие «Сатирикона». Но еще до войны она была утрачена, потому что актер переехал в Ленинград. Там он собрал уже другую библиотеку, с довольно редкими книгами. Но и она погибла, когда началась война и нужно было срочно эвакуироваться. От нее осталось только одно собрание сочинений О'Генри. После всего случившегося, как рассказывал Борис Тенин, он дал клятву больше никогда в жизни не собирать книг. Но как только отгремели последние залпы, первая же зарплата полностью ушла на покупку книг.

Так образовалась третья, последняя библиотека. Но здесь страсть Тенина - библиофила была уже качественно иной. Классика по-прежнему занимала большое место, но главное внимание было сосредоточено уже не на ней, поскольку содержание ее было известно. Внимание Тенина привлекли разного рода специализированные справочные издания, словари, энциклопедии: Брокгауза, Гранат и т.д. Потом он увлекся публицистикой и мемуарами. У него, например, было 90-томное собрание сочинений Л.Н.Толстого - достаточно большая редкость у букинистов. От 45-го тома и до конца там была представлена публицистика великого писателя - дневники, "Круг чтения", письма.

Был в библиотеке и специальный раздел юмористики, которой Тенин очень увлекался, - весь журнал «Сатирикон», а также произведения «сатириконцев»: Аверченко, Тэффи, Бухова. Были и более ранние авторы - Лейкин, Мясницкий. Далее шел советский период - весь Зощенко, Ильф и Петров, другие издания. Был представлен и раздел карикатуры.

Любовь к книгам вызывала у Бориса Михайловича интерес ко всему, что так или иначе было с ними связано. У него была одна из лучших в Москве коллекция экслибрисов. Их коллекционирование прошло у него, по его собственным словам, в три этапа: через «накопительство», «выбор темы» (театр, музыка, кино) и ее «изучение». На третьем этапе Тенин - коллекционер стал интересоваться уже не самим экслибрисом, а тем, что стоит за ним: человеком, его духовными запросами, его книгами, биографией, судьбой. Среди экспонатов - тульский экслибрис Николая Семеновича Лескова, экслибрис Антона Павловича Чехова, которым Тенин особенно дорожил. В коллекции находились также экслибрисы В.Высоцкого, В.Васильева, М.Жарова, М.Плисецкой. Их общего количества, шутил Борис Михайлович, хватило бы на то, чтобы обклеить "всю улицу Горького".

Актер серьезно интересовался книгами по истории, психологии, религии, криминальным исследованиям. Любопытно в этой связи, что сам Жорж Сименон лично прислал как-то Борису Михайловичу восторженное письмо, где охарактеризовал его как лучшего исполнителя комиссара Мегрэ. Действительно, его роль была отточенной, емкой, убедительной. Он сыграл Мегрэ в российском телесериале со всей самоотдачей и сделал именно такой образ, о котором мечтал. Ради этой кропотливой работы, как признавался потом актер, он отказался от ряда заманчивых предложений. Искусство есть искусство. И еще он любил повторять: «Кто не собирает - тот разрушает!», перефразируя известную библейскую мудрость.

Вторым «громоотводом» от житейских проблем для Бориса Тенина был его дом. Там он жил вместе со своей женой, Лидией Павловной Сухаревской. Их семейные взаимоотношения были выстроены изначально мудро, на основе глубокой взаимной любви, которая всегда гасит какие-то моментные раздражения, помогает видеть друг в друге самое лучшее, все переносит и со временем становится только крепче. В этом смысле эта актерская семья была по-настоящему счастливой. И дом их был крепостью - в полном смысле этого слова. Все там было сделано прочно и с любовью, многое - руками Бориса Тенина или по его эскизам. В квартире хранилась прекрасная коллекция музыкальных инструментов. Но главным ее духовным сокровищем были книги.

Внук, Бориса Михайловича и Лидии Петровны, Борис  Тенин продолжил актерскую традицию, он снимается в современных фильмах и сериалах.

Умер Борис Михайлович Тенин 8 сентября 1990 года в Москве в возрасте 85 лет, в одну секунду от остановки сердца. На год пережила мужа Лидия Петровна Сухаревская. Оба похоронены на Ваганьковском кладбище.



Фильмография
1989 В  поисках  правды (документальный)
1987 Вспомним,  товарищ
1986 Жизнь  Клима  Самгина (ТВ) ... Яков Акимович Самгин, дядя Клима
1982 Мегрэ  колеблется (ТВ) ... комиссар Мегрэ
1979 Следствие  ведут  Знатоки (ТВ) ... Анатолий Кузьмич Боборыкин, отец Музы
1978 Старомодная  комедия (ТВ) ... Родион Николаевич, главврач санатория
1974 Мегрэ  и  старая  дама (ТВ) ... Комиссар Мегрэ
1973 Райские  яблочки ... Сократ
1973 Мегрэ  и  человек  на  скамейке (ТВ) ... Мегрэ
1971 Смерть  Сесили (ТВ) ... Мегрэ
1971 Золотая  карета (ТВ) ... Березкин
1970 Дело  мертвого  тигра (ТВ) ... Полицейский комиссар
1969 Актриса (ТВ) ... Яблоков
1968 Гибель  "Эппи  Нийбур" (ТВ) ... Капитан Нийбур
1967 Сизиф  и  смерть (ТВ) ... Сизиф
1962 Яблоко  раздора ... Ларион Иванович Коваль, гвардии полковник в отставке,
1960 Драма (короткометражный) ... писатель
1956 За  власть  Советов ... Жора Колесничук
1955 Фонтан (короткометражный) ... Логинов
1955 Нестерка ... Нестерка
1955 За  витриной  универмага ... Егор Петрович Божко, отец Сони
1954 Об  этом  забывать  нельзя ... Марьян Максимович, следователь
1953 Великий  воин  Албании  Скандербег ... Дин, албанский воин-силач
1951 Пржевальский ... казак Егоров
1949 Падение  Берлина ... Чуйков, генерал
1949 Алитет  уходит  в  горы ... Чарли Томсон
1947 Русский  вопрос ... Боб Мерфи
1945 Здравствуй,  Москва! ... писатель
1943 Новые  похождения  Швейка ... Швейк
1943 Лермонтов ... Голофеев, генерал
1942 Швейк  готовится  к  бою ... Швейк
1942 Боевой  киносборник  "Лесные  братья"
1940 Яков  Свердлов ... куплетист на нижегородской ярмарке
1938 Человек  с  ружьем ... Иван Шадрин, солдат-окопник, "серый гусар"
1937 Шахтеры ... Чекист
1937 Тайга  золотая ... Саша Мраморов
1936 Бесприданница ... Вожеватов Василий Данилыч
1935 Флаг  стадиона ... Тарасов, архитектор
1935 Вражьи  тропы ... Роман Каргаполов, бывший пастух
1934 Песня  о  счастье ... Горох, беспризорник, блатной парень
1932 Изящная  жизнь ... Фрэд, матрос британского флота
1932 Встречный ... Василий, секретарь парткома завода
1931 Златые  горы ... Вихрастый, кочегар
1928 Кружева ... завклубом



Работы в театре
Московский драматический театр на Малой Бронной
«Мать» ... Отец
«Мятеж неизвестных» ... Питер Калишер
«Временный жилец» ... Долотов
«Визит старой дамы» ... Альфред Илл
«Беспокойный юбиляр» ... Академик Щеглов
«Братская ГЭС» ... Разин, Ленин, Карцев
«Золотая  карета» ... Березкин
«Сказки старого Арбата» ... Балясников

Московский театр сатиры
«Лира напрокат» ... Комик
«Ночь перед рождеством» ... Чуб
«Вредный элемент» ... Наважин
«Республика на колесах» ... Печеный
«Склока» ... Предправления Госпримус, Мягкий
«Человек с того света» ... Педро Лангара
«Профессия миссис Уоррен» ... Джордж Крофтс
«А был ли Иван Иванович?» ... Петров
«Мистерия-буфф» ... Человек-просто
«На всякого мудреца довольно простоты» ... Крутицкий
«Ложь на длинных ногах» ... Бенедетто
«Смейся, паяц!» Подсосов
«Чужой ребенок» ... Караулов
«200 000 на мелкие расходы» ... Лобашков
«Баня» ... Понт Кич
«Яблоко  раздора» ... Коваль
«Дом, где разбиваются сердца» ... Капиан Шатовер

Театр-студия киноактера
«За тех, кто в море» ... Лишев
«Русский  вопрос» ... Боб Мерфи
«Софья Ковалевская» ... Пигалкин
«Флаг адмирала» ... Потемкин
«Раки» ... Ленский
«Смерть Пазухина» ... Прокофий Пазухин

Ленинградский театр комедии
«Терентий Иванович» ... Сухарев
«Весенний смотр» ... Страхов
«Двенадцатая ночь» ... Тоби Бэлч
«Сын народа» ... учитель Пархоменко
«Опасный поворот» ... Стентон
«Малыш» ... Огюстен
«Тот, кого искали» ... Врач-полярник Женечка
«Тень» ... людоед Пьетро
«Преступление в улице Лурсен» ... Ляглюме
«Похищение Европы» ... Жермон
«Питомцы славы» ... поручик Ржевский;
«Братишка» ... близнецы Василий и Виктор
«Дорога в Нью-Йорк» ... Питер Уорн
«Лев Гурыч Синичкин» ... Синичкин

Московский мюзик-холл
«Артисты варьете» ... Клоун Боцо
«Под куполом цирка» ... Мартынов
«Севильск ий обольститель» ... Слуга Пастрано
«Как 14-я дивизия в рай шла» ... Кашевар
«Святыня брака» ... Мюзерель

Московский театр Дома печати (Театр обозрений)
«Тщетные огорчения» ... Гожибюс
«Емельян Черноземный» ... Емельян
«Со своей колокольни» ... Китаец

Московский театр современной буффонады
«Королева ошиблась» ... Папаша
«Вредный элемент» ... Чубчик
«Женитьба» ... Степан
«Солистка его величества» ... Курортник

Театр имени Мейерхольда
«Д.Е.» ... Твайфт

Московская группа «Комедианты»
«Спартак» ... Претор Крас
«Три вора» ... Талиока
«Лес» ... Восмибратов
«Золотая Ева» ... Фон Шветцинген
«Ученик дьявола» ... Кристи
«Яма» ... Ванька-Встанька
«Коварство и любовь» ... Вурм
«Потоп» ... Стрэттон
«Ревизор» ... Земляника
«Обрыв» ... генерал Тычков
«Король-Арлекин» ... Панталоне
«Темное пятно» ... Фон Кукрот
«Псиша» ... помещик Борщ
«Вторая молодость» ... Купавин
«Оболтусы и ветрогоны» ... Житов
«Трактирщица» ... граф д`Альбафьорита
«Соломенная шляпка» ... Тардиво
«Нельская башня» ... Андри
«Дурак» ... Эльшлегер
«Страсть» ... чиновник
«Овод» ... Синьор Грассини
«Трильби» ... Томас Бегот
«Из любви к искусству» ... Индюков
«Голь на выдумки хитра» ... Шарль

Студенческий коллектив ГИМДР
«Как он был редактором» ... старый подписчик
«Кандида» ... Марчбэнкс

1-й Театр РСФСР
«Мистерия-буфф» ... слуга

Московская драматическая студия «Альба»
«Все скорбящие» ... Пономарь
«Флория Тоска» ... Анжелотти / Скарпиа

Драматическая студия Бутырского Совета депутатов
«На бойком месте» ... приказчик Сеня



Награды и премии
1981 Народный артист СССР
1948 Лауреат Сталинской премии (за роль Мерфи в фильме «Русский  вопрос»)



Ссылки
«Борис  Тенини Лидия Сухаревская»

Расширенный поиск:
Поделись ссылкой с друзьями