ТоррНАДО
  Главная  ‡   ‡  Регистрация  ‡  Восстановить Пароль
Привет, Гость
[15] из [15]
Введите Логин:
Введите Пароль:
Регистрация
Восстановить Пароль

Олег Ефремов


Искать торренты: Олег Ефремов


































Краткая биография
Дата рождения: 1 октября, 1927 | весы
Место рождения: Москва, СССР (Россия)
Дата смерти: 24 мая, 2000 | 72 года
Место смерти: Москва, Россия
Карьера: Актер, режиcсер, сценарист
Жанр: Драма, комедия, мелодрама
Супруга: Лилия  Толмачева (развод), Ирина  Мазурук (гражданский брак, один ребенок), Алла  Покровская (развод, один ребенок)
Семья: Михаил  Ефремов (сын), Анастасия  Ефремова (дочь), Никита  Ефремов (внук), Николай  Ефремов (внук), Ольга  Ефремова (внучка)



Биография
Юность

Родился Олег Ефремов в 1927 году в Москве. Его детство и отрочество проходило в знаменитых арбатских дворах и переулках, в огромной коммуналке.

Весной 1945 года, выдержав огромный конкурс, восемнадцатилетний Ефремов стал студентом актерского факультета Школы-студии МХАТ. На первом курсе, испытывая почти религиозное чувство к учению Станиславского, он вместе с несколькими сокурсниками принес клятву верности своему кумиру, романтически скрепив ее собственной кровью.

В студенческом дневнике Олега Ефремова есть поразительно смелая и нахальная запись: "Я буду главным режиссером МХАТа!" И в этом весь Ефремов: он пришел в искусство, чтобы быть главным, чтобы быть лидером.

Вспоминает Инна Соловьева: "Олег в юности был вылитый молодой борзой пес, такой он был худой, поначалу некрасивый, как некрасив поначалу щенок борзого, а потом весь устремленный вперед; поразительное существо, воплощенная чуткость, ожидание сигнала к бегу и бег - великолепный, и удар грудью, сбивающий волка. Борзой пес ведь несется, необыкновенно легко меняя направление, - хильнет тот, за которым он гонится, и он хильнет, хильнет не в дурном смысле слова, а в смысле гибкости. Он - как стрела, но стрела, которая сама собой движется, может остановиться, сменить цель. Живая стрела".

ЦДТ

По окончании Школы-студии МХАТ в 1949 году Олег Ефремов пришел в Центральный детский театр. Начинал он там как актер и уже с первых шагов стал известным и популярным в столице мастером. Первой его большой работой на сцене стала роль Ивана-дурака в сказке "Конек-горбунок".

За семь лет работы на сцене ЦДТ Олег Ефремов сыграл более двадцати ролей. В спектаклях он создавал образ нового молодого героя, увлекая тем самым в первую очередь молодежь. Любимцем молодежи сделала его роль рабочего паренька Кости из пьесы Виктора Розова.

Драматург Л. Петрушевская (которая в те годы была еще школьницей) вспоминает: "Занавес открылся, и он появился в глубине сцены, внимание! Мы забыли обо всем. У него было какое-то необыкновенное лицо... Костя, наш Ефремов, был личный для каждого, школьный, московский, с Пушкинской улицы, с известнейшего проходного двора, кумир с гитарой. У Кости к тому же была странная манера говорить. Он произносил фразы ясно, но слегка с замедлением, с оттяжечкой в бас, его непередаваемое тайное веселье как будто что-то обещало - во всяком случаи, от голоса Кости у девочек и мальчиков замирали сердца, хотелось вокруг него стоять кружком, слушаться его, бегать для него за папиросами и пивом, или быстро вырасти и куда-нибудь с ним пойти... Куда угодно".

В 1955 году Олег Ефремов дебютировал в ЦДТ в качестве режиссера. Он поставил комедию "Димка -невидимка". Удача первой постановки во многом предопределила судьбу Ефремова как одного из новых лидеров российской театральной режиссуры второй половины 20 в. Начиная с 1960-х имя Ефремова -режиссера засияло на нашей сцене рядом с именами Георгия Товстоногова, Анатолия Эфроса и Юрия Любимова.

"Современник"

В 1956 году Олег Ефремов покинул детский театр и организовал театр "Современник". Среди единомышленников и сподвижников Олега Николаевича были Е. Евстигнеев, Г. Волчек, О. Табаков, И. Кваша, В. Сергачев, Л. Иванова. Избрав знаменем театра формулу Станиславского о "жизни человеческого духа", Ефремов стремился к естественности, к живому человеку на сцене, к искренности, порой граничившей с исступленностью.

Открывшись пьесой Виктора Розова "Вечно живые", "Современник" с первых дней существования стал точкой притяжения для мыслящего зрителя. Театр вбирал в себя первые лучи свободы. Чудо единения происходящего на сцене с залом удается лишь тем режиссерам, кому суждено найти выразительные средства (состоящие из тысячи нюансов), способные поразить воображение зрителя. "Современнику" это оказалось под силу, благодаря режиссерскому дару Ефремова, выбору интересной драматургии.

За годы работы Олега Ефремова в "Современнике" были поставлены: "Голый король" Е.Шварца, "Назначение" А.Володина, "Всегда в продаже" В.Аксенова, "Традиционный сбор" В.Розова, историческая трилогия "Декабристы" Л.Зорина, "Народовольцы" А.Свободина и "Большевики" М.Шатрова.

Рождение новаторского театра невозможно без открытия и утверждения новых актерских индивидуальностей. "Современник" подарил нам созвездие дарований, отобранных и выпестованных Олегом Ефремовым. Подобралась не просто талантливая труппа. Возник и сформировался союз единомышленников, спаянных общностью идеалов: Евгений Евстигнеев и Олег Табаков, Игорь Кваша и Галина Волчек (будущий руководитель "Современника"). Гордость не только нового театра, но и отечественной сцены, составили Лиля Толмачева и Валентин Никулин, Нина Дорошина и Петр Щербаков, Алла  Покровскаяи Михаил Казаков. Заслуга Ефремова состояла в том, что он не просто открыл и объединил индивидуальности в великолепный театральный ансамбль. Он сделал каждого из своих актеров не просто идеальным выразителем собственных режиссерских замыслов, но и достойным соавтором.

Кино

Первую роль в кино Олег Ефремов сыграл в 1955 году в мелодраме "Эшелон". С тех пор снимался он регулярно, и каждое его появление на экране становилось настоящим событием и праздником для миллионов зрителей. Актер редкой органики, с озорным темпераментом и богатой фантазией, Ефремов умел разработать роль в мельчайших деталях, создав при этом целостный, выстроенный образ. С годами его актерская палитра обогатилась самыми разными красками: от мягкой, а порой и горькой иронии, нежного лиризма до высокой трагедии.

Герои Ефремова не просто притягивали. За несколько минут экранного времени они становились задушевными друзьями самых разных людей. Дарили надежду, расцвечивали и продлевали жизнь. Таким был танкист Иванов, "на котором вся Россия держится" из военного киноромана "Живые и мертвые". Шофер Саша из мелодрамы "Три тополя на Плющихе", излучавший фантастическое обаяние. Бесконечно трогательный художник-самородок Федор, из фильма А. Митты "Гори, гори моя звезда"... Тонкий комедийный дар Ефремова очаровал его бесчисленных поклонников при появлении стоически-принципиального доктора Айболита, или, до абсурдности честного следователя Подберезовикова, из "Берегись автомобиля" ...

"Поэта судят по вершинам...". Насколько велик актер Олег Ефремов говорит его полминутное появление в фильме "Звонят, откройте дверь". Герой Ефремова бывший когда-то задорным пионером, сегодня безнадежно спившийся старик. Открыв дверь своей коммуналки, он не произносит ни слова. Но в его загнанном, отрешенном взгляде запечатлелся портрет целого поколения. В первые секунды зал не узнает Ефремова. А узнав, хохочет. Настолько жалок, нелеп и смешон его новый герой. Явление нежданного Ефремова длится всего полминуты... Но потрясение от произошедшего чуда остается надолго.

Виталий Третьяков: "Ефремов часто молчал в кино. Ничего лучше этого молчания я не знаю. Ни у кого. Он гениально смотрел на женщин в кино. Говорят, его очень любили женщины. И еще он гениально улыбался. Молчание, улыбка, взгляд на женщину - если судить по Олегу Ефремову, то владение этими тремя искусствами отличает гениального актера от просто великого".

МХАТ

Осенью 1970 года Олег Ефремов по просьбе великих "стариков" МХАТа возглавил этот прославленный театр, к тому времени пребывавший в глубоком застое. Реанимацию закостеневшего МХАТа Ефремов начал с постановки пьесы А. Володина "Дульсинея Тобосская", сыграв в пьесе рыцаря Печального Образа, совпадавшего с человеческой сущностью самого Ефремова. Затем поставил лирическую драму М. Рощина "Валентин и Валентина". И сразу вслед выпустил насмешливый и озорной спектакль - "Старый Новый год", где блистали новобранцы МХАТа - Евгений Евстигнеев, Александр Калягин и, дождавшийся своего часа, Вячеслав Невинный.

Большими событиями стали: постановка "Медной бабушки" по пьесе Л. Зорина, где Олег Ефремов блистательно сыграл Александра Сергеевича Пушкин; и, конечно же, великая "Чайка" А.П. Чехова с великолепным ансамблем актеров (Лаврова, Анастасия Вертинская, Андрей Мягков, Андрей Попов, Екатерина Васильева, Иннокентий Смоктуновский). Кстати свои лучшие роли на сцене Ефремов сыграл именно со Смоктуновским, который являлся его ближайшим сподвижником - "Возможная встреча" Пауля Борца (Гендель), "Кабала святош" М. Булгакова (Мольер).

Уже на исходе жизни, режиссер часто сетовал о неоплатном долге перед драматургией Александра Вампилова, сокрушался, что удалось поставить лишь одну пьесу Людмилы Петрушевской - "Московский хор". Мечтал о новых воплощениях пьес Михаила Булгакова, Александра Володина, Михаила Рощина.

Личная жизнь

О личной жизни Олега Ефремова, его женщинах ходит столько легенд. Это не удивительно - Олег Николаевич любил женщин, и женщины любили его. Но при всей его любвеобильности бабником Ефремов никогда не был, с женщинами обходился невероятно деликатно. Мы остановимся лишь на тех, кто оставил наибольший след в его жизни.

Первой официальной женой Ефремова была народная артистка России актриса театра "Современник" Лилия Толмачева. Вместе с Олегом Ефремовым она снималась в фильме "Строится мост".

С Ириной Ильиничной Мазурук, дочерью известного полярного летчика, Героя Советского Союза Ильи Павловича Мазурука, Олег Ефремов прожил три года не расписываясь. Дочь Ирины Ильиничны и Олега Николаевича Анастасия  Ефремовавспоминает: "Мама слыла блистательной богемной дамой... Идея знакомства этих двух абсолютно разных людей принадлежала Галине Волчек. Ей казалось, что такие "штучные" люди, сойдясь вместе, должны высечь искру. Она совершенно не учла сложных характеров моих будущих родителей, которые сделали невозможной их совместную жизнь. Мама жила с отцом очень тяжело. Будучи рядом, писала ему письма. Ей нужна была сильная страсть. В порыве чувств она даже резала себе вены. Спустя какое-то время, выйдя замуж за известного писателя Виля Липатова, мама, по ее рассказам, нашла наконец свое счастье".

Анастасия  Ефремоваофициально была зарегистрирована дочерью Олега Ефремова, когда ей исполнилось семь лет. Она окончила ГИТИС. Восемь лет работала завлитом в театре "Эрмитаж". Сейчас - домохозяйка и одна из основателей фонда Олега Ефремова.

Анастасия  Ефремоварассказывает о последней официальной жене Ефремова, Алле Покровской : "Среди любимых женщин отца не было той самой-самой единственной, которая принесла бы ему покой и счастье. Все они были очень разными. Какого-то определенного типа не наблюдалось... Чего уж греха таить, с папой не могло быть идеального брака ни у кого. Потому что любая женщина достойна хоть какого-то, но внимания. Похоже только Алла наиболее приближалась к идеалу. Брак с Аллой Борисовной был для папы длительным и счастливым периодом жизни. Разойдясь с Аллой Борисовной, он продолжал ценить ее как артистку и педагога, естественно - и как личность". Сын Аллы Покровской и Олега Ефремова - известный актер и режмссер Михаил  Ефремов.

Еще одной женщиной, которую Олег Ефремов безумно любил, была актриса Нина Дорошина. Об их романе мало что известно. Своих отношений они не выносили на всеобщее обозрение, но настоящие чувства скрыть все равно нельзя. Нина Дорошина во многих своих интервью говорит, что всю жизнь любила только одного человека, не называя его имени, но всем понятно, что им мог быть только Олег Николаевич.

Последние дни великого актера

О последних днях Олега Николаевича вспоминает Людмила Петрушевская: "То, что он умирает, знали все вокруг. Он молчал, никогда, ни единым словом не выдал себя, не пожаловался. При нем даже стыдно было говорить о собственных болезнях. Театр его оберегал, регулярно собирались врачи, следующий по времени консилиум должен был состояться на другой день после его смерти. В остальном жизнь у него протекала, как обычно, - никаких особенных потрясений, как у каждого простого смертного..., с той только разницей, что Олег Николаевич Ефремов поддерживал свое существование, дыша кислородом через постоянно укрепленные трубочки - легкие работали неважно. Всюду с ним был этот аппарат, агрегат, соединенный с бедными, почти неживыми органами дыхания. Как этот человек существовал, непонятно. Постоянные боли в ноге, которую давно грозились ему ампутировать, затем язвы в кишечнике...

Олег Николаевич был болен, как простой смертный человек, а как вместилище духа он был здоров не хуже, чем боевой танк. Когда мы навещали его однажды в больнице, я вышла из палаты, где сидел этот немощный, полуслепой человек (в тот вечер у него началась пневмония, мы не знали), - я вышла, повторяю, от Ефремова, как выжатая тряпка. Он работал неустанно, готовился к спектаклю, требовал, ставил передо мной четкие задачи - совсем как управление театров в прежние времена: целая страница поправок и вернуться в нескольких сценах к первому варианту. У него температура ползла к сорока, он наверняка понимал, куда идет дело, а мы сидели в палате, не зная об этом, маленькой группой, и остальным были тоже даны указания по конкретным вопросам. Той ночью он едва не умер - спасли".

Это было в 1999 году. Летом того же года Авторское телевидение в рамках проекта "Чтения" сняло Олега Ефремова, читающего повесть Чехова "Моя жизнь". Роль чтеца стала последней ролью артиста.

Вспоминает режиссер Григорий Катаев: "Ефремов болен, ему трудно в кадре вставать, ходить из комнаты в комнату, прогуливаться по аллее, сесть на скамейку - поэтому, читая Чехова, он большей частью сидит. Ефремов, являясь главным и единственным центром этой работы, невероятно интересен и загадочен сам по себе. Не деланным внешним выражением, не актерской позой, не "взятой" ролью или умно рассчитанным поведением. Он интересен своим открытым взглядом, мудрой интонацией, ефремовской манерой говорить и реагировать на собственные мысли и ощущения. От его лица трудно отвести взгляд".

Последний месяц своей жизни Олег Ефремов много работал. Врачи обещали ему еще пол года жизни. Обрадованный Ефремов планировал закончить "Сирано де Бержерак" и осенью ввести в "Бориса Годунова" нового исполнителя вместо себя. Он не успел... 24 мая 2000 года Олег Николаевич умер в собственной квартире.



Фильмография
1998 Чехов  и  Ко (сериал)
1998 Сочинение  ко  дню  победы
1997 Ах,  зачем  эта  ночь...
1995 Ширли-мырли ... Николай Григорьевич
1991 И  возвращается  ветер...
1991 Дорога  в  Парадиз
1990 Шапка
1990 Шаги  императора
1989 Неприкаянный
1988 Полет  птицы
1987 Почему  убили  Улофа  Пальме? (ТВ)
1987 Первая  встреча,  последняя  встреча
1986 Тайна  Cнежной  королевы (ТВ)
1986 От  зарплаты  до  зарплаты
1985 Такой  странный  вечер  в  узком  семейном  кругу (ТВ) ... Юрий Петрович
1985 Снегурочку  вызывали? (ТВ)
1985 Осторожно,  Василек
1985 Батальоны  просят  огня (сериал) ... полковник Василий Матвеевич Гуляев
1984 Продлись,  продлись,  очарованье...
1984 Чужая  жена  и  муж  под  кроватью (ТВ)
1983 Среди  тысячи  дорог
1983 Графоман ... Петр Кондратьевич Мокин
1983 В  городе  хорошая  погода (ТВ)
1982 Формула  памяти (ТВ) ... Зеленин
1982 Инспектор  ГАИ (1982)
1981 Штормовое  предупреждение
1981 Шофер  на  один  рейс (ТВ)
1981 Было  у  отца  три  сына (ТВ) ... отец
1980 Однажды  двадцать  лет  спустя
1980 Мнимый  больной (ТВ)
1979 Поэма  о  крыльях
1979 Активная  зона (ТВ)
1978 Последний  шанс
1978 Комиссия  по  расследованию
1978 Когда  я  стану  великаном
1977 Открытая  книга (сериал) ... Марлин
1977 Золотая  мина
1977 Враги
1977 Verhоr,  Das (ТВ)
1976 Угощаю  рябиной (ТВ)
1976 Рудин
1976 Обыкновенная  Арктика (ТВ)
1976 Дни  хирурга  Мишкина (сериал) ... Мишкин
1976 Вечно  живые (ТВ) ... Федор Иванович Бороздин
1975 Там,  за  горизонтом
1975 Ольга  Сергеевна (ТВ)
1974 Петр  Мартынович  и  годы  большой  жизни
1974 Москва,  любовь  моя ... врач
1972 Человек  на  своем  месте
1972 Здравствуй  и  прощай
1972 За  все  в  ответе
1972 Город  на  Кавказе
1971 Нюркина  жизнь ... Михаил Антонович
1971 Ты  и  я
1970 Бег ... полковник
1970 Случай  с  Полыниным
1969 Гори,  гори,  моя  звезда
1969 Мама  вышла  замуж
1969 Только  три  ночи
1969 Свой
1969 Король-олень
1968 Еще  раз  про  любовь
1968 Прямая  линия
1967 Штрихи  к  портрету
1967 Три  тополя  на  Плющихе
1966 Берегись  автомобиля ... следователь Максим Подберезовиков
1966 Айболит-66
1966 Война  и  мир:  Наташа  Ростова
1965 Война  и  мир ... Долохов
1965 Война  и  мир:  Андрей  Болконский ... Долохов
1965 Строится  мост
1965 Звонят,  откройте  дверь
1964 Живые  и  мертвые
1963 Сотрудник  ЧК
1963 Вызываем  огонь  на  себя (сериал) ... 'дядя Вася'
1962 Мой  младший  брат ... Виктор Денисов
1962 Академик  из  Аскании
1961 Командировка
1961 Любушка ... Лутошкин
1960 Испытательный  срок ... Ульян Григорьевич Жур
1958 Шли  солдаты
1958 Трудное  счастье
1957 Смерть  Пазухина
1957 Рядом  с  нами
1957 Рассказы  о  Ленине
1956 Тугой  узел
1955 Первый  эшелон



Озвучивание
1967 Спасите  утопающего ... рассказчик
1963 Три  толстяка ... Tibul
1957 Исполнение  желаний



Работы в театре
МХАТ (1970 — 2000)

Актер:
1994 «Борис Годунов»
1992 «Возможная встреча»
1988 «Кабала святош»
1987 «Перламутровая Зинаида»
1975 «Сталевары» Г. Бокарев

Режиссер:
1997 «Три сестры»
1994 «Мишин юбилей»
1994 «Борис Годунов»
1992 «Горе от ума»
1991 «Олень и шалашовка»
1989 «Вишневый сад»
1988 «Московский хор»
1987 «Перламутровая Зинаида»
1979 «Утиная охота»
1975 «Сталевары» Г. Бокарев
1972 «Соло для часов с боем» О. Заградник

«Современник» (1956 — 1970)

Режиссер:
1960 Голый король, по пьесе Е.Шварца
1956 "Вечно живые" Виктор Розов


Центральный детский театр (1949 — 1956)

Актер:
1955 «В добрый час!», по пьесе В.Розова (реж. А.Эфрос) ... Алексей
1954 «Мещанин во дворянстве», по пьесе Ж.Б.Мольера (реж. М.Кнебель) ... Ковьель
1953 «Страницы жизни», по пьесе В.Розова (реж. М.Кнебель) ... Костя Полетаев
1952 «Конек-горбунок», по сказке П.Ершова (реж. М.Кнебель и А.Некрасова) ... Иван

Режиссер:
1955 «Димка-невидимка» (по пьесе В.Коростылева и М.Львовского)



Режиссер
1980 Старый  новый  год
1965 Строится  мост



Сценарист
1965 Строится  мост



Награды и премии
1999 Премия мэрии Москвы «За уникальный вклад в культуру»
1998 Специальный приз жюри Национальной театральной премии «Золотая маска» (за спектакль «Три сестры»)
1997 Премия «Золотой Овен» (За вклад в киноискусство)
1997 Приз им. П. Луспекаева «Госпожа удача» на кинофестивале «Киношок» в Анапе
1997 Государственная премия России («За сохранение и развитие традиций русского психологического театра в спектакле „Три сестры“»)
1997 Премия «Хрустальная Турандот» («За доблестное служение театру»)
1997 Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени
1987 Золотая звезда Героя Социалистического Труда
1983 Лауреат Государственной премий СССР (спектакль «Так победим!»)
1976 Приз жюри Всесоюзного телефестиваля в Ленинграде («Дни  хирурга  Мишкина»)
1976 «Золотая маска» — приз конкурса-смотра актеров московских театров
1976 Народный артист СССР
1974 Лауреат Государственной премий СССР (спектакль «Сталевары»)
1969 Лауреат Государственной премий ССС (трилогия «Декабристы», «Народовольцы», «Большевики»)
1969 Народный артист РСФСР
1967 Заслуженный деятель искусств РСФСР

Расширенный поиск:
Поделись ссылкой с друзьями