[legend=Биография]
Витторио Каприоли (Vittorio Caprioli; 1921 — 1989) - итальянский актер, сценарист, режиссер. Один из самых востребованных актеров итальянского
кинематографа 1960-80-х годов, снялся в более 100 фильмах. Французская и российская публика высоко оценили его в роли издателя Шарона и его
альтер-эго, генерала Карпофа в искрометной комедии Филиппа де Брока «Великолепный» с Жан-Полем Бельмондо.
Ранние годы
Учился в Римской академии драматического искусства. В 1942 году дебютировал в театральной компании Карли - Ракка. В 1948 году в перебрался в Милан,
где был принят в труппу театра «Piccolo Téatro» и принял участие в постановке пьесы Шекспира «Буря», а затем Карло Гоцци
«Il corvo».
В начале 1950 г. вместе со своей женой Франкой Валери и актером Альберто Бонуччи решил окунуться в мир музыкальной комедии и создал в Неаполе театр
«Гобби» (Le Téatro dei Gobbi). Спектакли были сатирической направленности, основанные на шутках, иногда на грани приличия, тем более
что написанных текстов у актеров не было.
Карьера в кино и театре
Дебютировал в кино в 1946 году, в возрасте 24 лет в фильме «O sole mio». Но этот дебют прошел незамеченным, пока он не снялся в первом
фильме Феллини «Огни варьете», где его персонаж выступал с комическим номером в ночном кабаре. Первую заметную роль исполнил в фильме
«Спокойной ночи, адвокат!». Затем он начинает делить свое время между театральными подмостками и кино, в частности, Луи Малль пригласил его
в 1960 году на роль в своем фильме «Зази в метро».
В театре сыграл в пьесе Беккетта «В ожидании Годо», а затем снял свой первый фильм как режиссер - «Катакомбы», сценарий к которому
написала его жена Франка Валери. В 1961 году поставил свой следующий фильм «Львы под лучами солнца», параллельно поставив в театре
сатирическую пьесу.
В 1970 году Каприоли снял следующий фильм - «Блеск и нищета Мадам Рояль», в котором он чувственно и интеллигентно раскрыл гомосексуальный
мир. Желая уйти от старой неаполитанской комедии-дель-арте, вылившейся, как известно, в неореализм, Каприоли делал работы, для которых характерно
прежде всего его собственное видение итальянского общества, приведшее его к сатире и довольно резкой критике.
Во Франции он работал с десятком лучших режиссеров, среди которых Луи Малль, Трентиньян, которые выгодно использовали его талант. Что касается других
постановщиков, они эксплуатировали главным образом его «итальчнскую» сторону - внешность и темперамент, то есть однобоко и стереотипно. Так
было, например, в комедии Жерара Ури «Укол зонтиком» (1980).
К началу 1960-х годов Каприоли выдвинулся в число известных актеров итальянского кинематографа. Исполнял, в основном роли второго плана. К сожалению,
в 1970-е годы его талант использовали неудачно, в частности Серджио Мартино и Нандо Чичеро неудачно сняли его в эротических фильмах.
В 1980-е годы Каприоли снова вернулся в театр. Был также популярным ведущим развлекательных и импровизационных шоу на радио, причем как на
итальянском, так и французском языках. Снимался в кино- и телефильмах в Италии, Франции, Австрии.
Поставил 6 художественных фильмов.
Личная жизнь
Был женат на своей партнерше и соратнице, актрисе и сценаристе Франке Валери . В 1974 году пара развелась.
Умер 2 октября 1989 года в Неаполе от сердечной недостаточности.