ТоррНАДО
  Главная  ‡   ‡  Регистрация  ‡  Восстановить Пароль
Привет, Гость
[15] из [15]
Введите Логин:
Введите Пароль:
Регистрация
Восстановить Пароль

Георгий Менглет


Искать торренты: Георгий Менглет






















Краткая биография
Дата рождения: 17 сентября, 1912 | дева
Место рождения: Воронеж, Россия
Дата смерти: 1 мая, 2001 | 88 лет
Место смерти: Москва, Россия
Карьера: Актер
Жанр: Комедия, драма, мультфильм
Супруга: Валентина  Королева(развод, один ребенок), Нина  Архипова
Семья: Майя  Менглет (дочь)



Биография
Родился в 1912 году в Воронеже. Отец - Менглет Павел Владимирович, служащий. Мать - Екатерина Михайловна, домохозяйка. Супруга - Архипова Нина Николаевна , народная артистка России, актриса Театра сатиры. Дочь - Менглет Майя Георгиевна (1935 г. рожд.), актриса театра и кино. Внуки: Алексей и Дмитрий.

Российские корни семьи Менглетов ведут свое начало с XIX века, когда прапрадед Георгия Менглета, капитан французской армии, перешел на русскую службу и принял православие.

Детство и ранняя юность Георгия прошли в родном Воронеже. Жил он беззаботно: гонял в футбол, который был его страстью, красовался перед девочками. Потом пришли новые увлечения - книги, театр, фотография, которые стали, по его собственному выражению, главными в «процессе проявления» и формирования его как личности.

Ради чего живем?.. Смысл жизни... Идеалы... Что остается людям?.. Об этом спорили на уроках литературы, которые вела страстно влюбленная в свой предмет учительница Александра Ивановна Лепинь, замученная фашистами в годы оккупации, навсегда оставившая светлую память в сердцах своих учеников. Под ее руководством ученики начали читать в лицах «Горе от ума». Георгию достался главный персонаж - Чацкий. Видимо, получилось совсем неплохо, и Александра Ивановна предложила поставить спектакль. Так в воронежской школе ? 11 появился собственный драматический театр имени А.С. Грибоедова. Именно он стал первым театром для Менглета.

В 1929 году он дебютировал в роли Чацкого в спектакле «Горе от ума», а позднее играл в других постановках: «Плоды просвещения», «Вильгельм Телль», «Гибель надежды». Постановки имели большой успех. Школьники выступали в Клубе имени Карла Маркса, в кинотеатре «Палас», в народном доме. Смотреть на них приходили даже артисты из Воронежского драматического театра. Однажды к Менглету подошел известный актер Шибуев, отозвал его в сторону и сказал: «Я видел вас на сцене, вам надо ехать в Москву - учиться». Георгий был на седьмом небе от счастья...

В классе с Менглетом училась Галя Иванова. Ее мать, М.С. Иванова, оказалась племянницей К.С. Станиславского. Перед отъездом в Москву она дала Георгию письмо с рекомендацией и просьбой помочь юноше. Но письмо так и осталось у него в кармане: поступать в театральный он решил сам, без чьей-либо помощи.

В ЦЕТЕТИС (Центральный театральный институт, позднее ГИТИС, ныне РАТИ) Георгий Менглет поступил с первого раза и попал в класс Андрея Павловича Петровского. В 1932 году параллельно с учебой он начал работать в Государственном историко-революционном театре, где за два года сыграл роли в спектаклях «По указу его величества» Л. Мура (роль Добролюбова), «Чернышевский и Александр II» Н. Лернера (роль Андронадзе), а также роль Каюса в выпускном спектакле «Виндзорские проказницы» У. Шекспира (1933).

Со столичными театрами Георгий Менглет впервые познакомился еще в 1928 году, когда он, 16-летний юноша, приезжал в Москву в составе футбольной команды родного города на открытие стадиона «Динамо». Тогда он побывал во МХАТе 2-м, где увидел «Блоху» Н.С. Лескова в постановке А.Д. Дикого. Георгий сразу влюбился в фантастического, гениального, потрясающего Алексея Денисовича Дикого. Через несколько лет были образованы Театрально-литературные мастерские (с 1935 года Театр-студия под руководством А.Д. Дикого), и, конечно, Менглет мечтал попасть туда. Ему повезло. 30 июня 1934 года он был принят в театр и в первых же постановках получил главные роли: Любовника в спектакле «Ревнивый старик» Сервантеса и Сергея в «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова в постановке А.Д. Дикого. По сути, Дикий стал его учителем.

В тот период Москва была настоящей театральной Меккой - изобилие талантов, фантазии, поиск новых форм. 1930-е годы - это великие режиссеры: Станиславский, Немирович-Данченко, Вахтангов, Мейерхольд, Марджанов, Охлопков, Дикий, а также целая плеяда выдающихся актеров: Качалов, Москвин, Леонидов, Топорков, Добронравов и многие, многие другие. Георгий Павлович был счастлив, что его становление как актера происходило в такое время.

В начале 1936 года А.Д. Дикого назначили художественным руководителем Ленинградского Большого драматического театра. Большинство студийцев режиссер решил забрать с собой. В их число попал и Менглет. После ареста А.Д. Дикого Менглету пришла идея создать новый театр - из студийцев-диковцев. Театр, по его замыслу, негласно должен был стать «театром Дикого», а гласно - русским драматическим театром в какой-нибудь отдаленной от Москвы республике, где постоянно действующего русского театра еще не было. Выбор пал на Сталинабад (ныне Душанбе). В 1937 году Менглет покидает БДТ и с группой единомышленников отправляется в Таджикистан.

Начинали на пустом месте: жили кто в кибитках (саманных мазанках), кто в гостинице (единственной в городе), репетировали на сцене Дома Красной армии. Несмотря на бытовые неудобства работа спорилась и вскоре состоялась премьера - спектакль «Земля» Н. Вирты в постановке Я. Штейна, в котором Г.П. Менглет сыграл «правильного» коммуниста Листрата. Спектакль имел успех. Зрительный зал был заполнен в основном военными с прослойкой русского населения. Именно они и составляли во все последующие годы основную часть публики театра.

Из работ Г.П. Менглета в Русском драматическом театре в Сталинабаде следует выделить роли Незнамова в «Без вины виноватые» А.Н. Островского (за эту роль Георгий Павлович был удостоен звания заслуженного артиста Таджикской ССР), Жермона в «Похищении Елены» Л. Вернейля, Беркута в пьесе А.Н. Островского «Волки и овцы», а также первый режиссерский опыт артиста - спектакль по пьесе Л. Левина «Повесть о женщине».
Г.П. Менглету не удалось создать в Сталинабаде «театр Дикого». Вместо него получился «театр Менглета», отличавшийся всеми присущими его характеру чертами: оптимизмом, умением находить хорошее в плохом, забавное в страшном, свет во мраке.

В 1943 году Г.П. Менглет становится художественным руководителем Первого фронтового театра Таджикской ССР, который, исколесив множество фронтовых дорог, закончил свой путь в 1944 году в Румынии. «Нести бойцам радость, смех, заряд бодрости, энергии - такую задачу мы ставили перед собой, - вспоминает в своей книге “Актер - лицо действующее” Георгий Менглет. - Когда мы показывали свой спектакль-концерт “Привет, друзья!” (“Салом, друзья!”) командующему Центральным фронтом К.К. Рокоссовскому, он одобрил нашу “мирную направленность”. “Хорошо, что на сцене не стреляют, - сказал Константин Константинович. - Мы это делаем лучше. Зато такая веселая, оптимистическая программа воспламеняет дух”. Этого-то мы и добивались. Это и определяло тематику и стиль нашего театра».

В декабре 1944 года в Москве был объявлен смотр фронтовых театров. Первый фронтовой театр Таджикской ССР показывал свой спектакль «Салом, друзья!» и был отмечен почетным дипломом. Эта поездка изменила дальнейшую судьбу Георгия Менглета. На просмотре присутствовал художественный руководитель Театра имени Евг. Вахтангова Рубен Николаевич Симонов. Спектакль ему понравился, особенно Менглет в сценке «Поймал языка!», и Симонов пригласил его в руководимый им театр на роль Карандышева в «Бесприданнице». Менглет не отказался. Начались репетиции. Все шло прекрасно. И вдруг... Раздался звонок Бориса Михайловича Филиппова, давнего друга Георгия Павловича, назначенного директором Театра сатиры. Он предложил ему перейти в его театр. Предложение было заманчивым, ведь еще студентом Менглет проходил стажировку в этом театре, руководителем которого в то время был его учитель А.П. Петровский. Решение было принято молниеносно: даже не попрощавшись с Симоновым (за что очень себя казнил), Менглет написал заявление об уходе из Театра имени Евг. Вахтангова.

Театру сатиры Менглет отдал свыше 50 лет. Несмотря на все сложности, дебют на новом месте прошел успешно. Георгий Менглет сыграл роль Дика в спектакле «Пенелопа» С. Моэма в постановке Эммануила Краснянского. Один из старейших актеров театра, Владимир Яковлевич Хенкин, даже написал стишок:

Пусть не звучит
Сообщение дико:
Эммануил на склоне лет
Вдруг получил в подарок Дика -
Его сразил актер Менглет.

Труппа приняла новичка доброжелательно, хотя Менглет, будучи человеком молодым, уже имел звание народного артиста Таджикской ССР, а некоторые из «стариков» были только заслуженными. Но они к этому относились легко, с юмором. В театре царила замечательная атмосфера, очень близкая Георгию Павловичу: работали, дружили, любили острое слово, смеялись друг над другом, не забывая, конечно, высмеять и себя. В театре всегда ценились розыгрыши и умение понять и подхватить их.

Режиссером веселых розыгрышей часто становился и Менглет. Несколько раз он разыгрывал своего лучшего друга Олега Солюса, а тот был очень смешливый: «Шел у нас спектакль “Интервенция” Л. Славина. Олег играл какого-то полковника. По ходу спектакля он должен был подходить к солдатам, у которых в нагрудные карманчики были вставлены красные банты, и вырывать их. Я заранее одному из актеров вместо банта вложил красную ленточку метров двадцать длиной. И вот Олег подходит к одному, второму, третьему - вырывает у каждого бант, наконец очередь доходит до “моего” солдата. Он начинает вытягивать - тянет, тянет, тянет, наконец начинает хохотать и чуть ли не на четвереньках уползает со сцены...»

Период работы в Театре сатиры стал самым плодотворным в творческой биографии Г.П. Менглета. Именно здесь по-настоящему раскрылся его артистический талант. Особенности его работы над образом - это тонкий психологический анализ характера персонажа. Без грубых мазков, нажима и гипербол артист-сатирик мягким, тихим посмеиванием, изящными штрихами язвительно-колкого «пера» очерчивал «объект», чтобы потом, как шпагой, пронзить порок, - так писала критика.

Г.П. Менглет всегда стремился проникнуть в суть внутренних импульсов человека, которого он воплощал, понять его правду, увидеть мир его глазами, оправдать каждый шаг убежденностью в правоте того или иного поступка. Клинком сатирика всегда двигала благородная ненависть к пошлости и подлости всех сортов и оттенков, честь и совесть гражданина, не желавшего мириться с тем, что мешает людям жить.
Таланту Г.П. Менглета были подвластны и реалистические образы, и водевильно-лирические, легкие в своем непринужденном юморе, и выпукло-сатирические, фантастично заостроенные на каких-то определенных отрицательных явлениях или пороках, и трагикомические образы, в которых отчетливо проявлялось мастерство актера, владевшего таинствами и трагического, и комического.

Хрестоматийными стали образы, созданные Г.П. Менглетом в сатирах В. Маяковского «Клоп», «Баня». Несколько сотен раз сыграл он Победоносикова («Баня») и Баяна («Клоп»). За долгую сценическую жизнь образ бюрократа Победоносикова претерпел заметные изменения, став несколько тише, респектабельнее, мягче, но в сути своей не изменился. Глашатаем мещанства, проповедником пошлости, хамства, «изячной жизни» накопительства предстает и нэпмановский прихлебатель Баян.

Незабываемы и другие образы, созданные Г.П. Менглетом: блестящий, жестокий, удачливый и пустой обольститель и карьерист Жорж Дюруа («Милый друг» Ги де Мопассана); лицемер в сутане, ревнующий свою любовницу к ее собственному мужу, «нравственный» отец Диего («Дон Жуан, или Любовь к геометрии» М. Фриша); подхалим, недалекий, но себе на уме судья Бридуазон («Безумный  день,  или  Женитьба  Фигаро» Бомарше); волевой, деятельный, душевный, рачительный хозяин и внимательный к людям человек, заботливый председатель колхоза Каравай («Таблетку  под  язык» А. Макаенка); одержимый страстью к наживе, холодно расчетливый полковник Фредамбе («Интервенция» Л. Славина); мягкий, деликатный и наивный профессор Щеглов, сумевший дать пощечину взяточнику и понявший, что в жизни ни от чего нельзя отстраняться, нельзя жить только ради науки, что человек за все в ответе («Пощечина» С. Михалкова); делец, красавец и циник, ренегат Глумов («На всякого мудреца довольно простоты»)...

Вместе с Ниной Архиповой, Татьяной Пельтцер, Ниной Корниенко Георгий Павлович участвовал в одном из первых мюзиклов Театра сатиры по пьесе венгерского драматурга Л. Дьярфаша - «Проснись и пой!» (режиссеры М. Захаров и А. Ширвиндт), создав обаятельный образ неунывающего, по-детски простодушного Пишты.

Комедийный дар Менглета так же редок, как и трагедийный. Пример этого - работа артиста в спектакле «Бег» М. Булгакова. «У Корзухина нет счастья, - говорил Менглет. - Его единственный идеал - личное благополучие. Бесцельность существования, бездуховность этого картежника, алчного прожигателя жизни ужасны. Но все же мне хотелось, чтобы в Корзухине увидели человека пусть ничтожного, но человека. Хотелось бы найти и вскрыть его субъективную правду, показать, что отречение человека от всего святого - родины, любви, чести - ведет к моральной гибели, деградации, уничтожению личности».

Георгий Павлович не любил сниматься в кино. Он считал, что актер рожден театром и для театра: «Даже один актер на сцене (без декораций и режиссуры) - это все равно театр, в то время как талантливый монтаж кадров, два часа музыкального, яркого рассказа на экране, где нет ни одного актера, - все равно кино». К тому же для Менглета всегда важна была живая реакция зрителей. Несмотря на это, Г.П. Менглет снялся в ряде кино- и телефильмов. Среди них выделяются роли князя Васильчикова в кинофильме «Лермонтов» (1942), Черчилля в фильме «Победа» и Евгения Евгеньевича Воронцова в телеспектакле «Следствие ведут знатоки» (1975).

Скончался Георгий Павлович 1 мая 2001 года, прожив долгую, гармоничную, цельную и счастливую жизнь



Фильмография
1984 Победа ... Черчиль
1982 Ревизор (ТВ) ... Земляника
1978 Таблетку  под  язык (ТВ) ... Владимир Андреевич Каравай
1976 Ну,  публика!
1975 Следствие  ведут  знатоки:  Ответный  удар (ТВ) ... Воронцов, директор свалки
1975 Дом,  где  разбиваются  сердца ... капитан Шотовер
1974 Проснись  и  пой (ТВ) ... Пишта Орбок
1974 Безумный  день,  или  Женитьба  Фигаро (ТВ) ... дон Гусман
1969 Швейк  во  Второй  мировой  войне (ТВ) ... Буллингер
1969 - 1980 Кабачок  «13  стульев» (сериал) ... Мамонт Маломальский
1965 Обыкновенный  человек
1963 Короткие  истории (ТВ) ... начальник
1962 Наследники  Рабурдэна (ТВ) ... доктоп Мурк
1959 Обнаженная  со  скрипкой (ТВ) ... Себастьян
1943 Лермонтов ... Васильщиков
1942 Швейк  готовится  к  бою (короткометражный) ... Вацлав Рышанек



Озвучивание
1978 Робинзон  Кузя (короткометражный)



Работы в театре
Московский театр Сатиры

1972 «Ревизор» (Н.В. Гоголь) ... Артемий Филиппович Земляника
1971 «Темп-1929» (по произведениям Н. Погодина, реж. М. Захаров) ... Руководящее лицо
1970 «Проснись  и  пой» (Дьярфаш, реж. М. Захаров) ... Пишта Орбок
1969 «Безумный  день,  или  Женитьба  Фигаро» (Бомарше, реж. В. Плучек) ... дон Гусман Бридуазон
1967 «Доходное место» (А.Н. Островский, реж. М. Захаров) ... Александр Владимирович Вышневский
1967 «Интервенция» (Л.И Славин, реж. В. Плучек) ... полковник Фредамбе
1962 «Дом,  где  разбиваются  сердца» (Бернард Шоу) ... капитан Шотовер
1955 «Клоп» (В. В. Маяковский) ... Олег Баян
1953 «Баня» (В.В. Маяковский) ... Победоносиков
«Ее превосходительство» (С.И. Алешин) ... Карл
«Чудак» (Н. Хикмет) ... Реджеб Бей
«Бешеные деньги» (А.Н. Островский) ... Григорий Борисович Кучумов
«Страсти Черноморья» (Ф.А. Искандер) ... Первый пенсионер
«Самоубийца» (Н.Р. Эрдман) ... Гранд-Скубик
«Вишневый сад» (А.П. Чехов) ... Фирс
«Скупой рыцарь» (А. С. Пушкин) ... Барон
«Похищение Елены» (Л. Вернейль) ... Жермон
«Волки и овцы» (А.Н. Островский) ... Василий Иванович Беркутов
«Господин Дюруа» (Г. де Мопассан) ... Жорж Дюруа
«На всякого мудреца довольно простоты» (А. Н. Островский) ... Егор Дмитриевич Глумов
«Комедия ошибок» (Шекспир) ... Антифол Сиракузский и Антифол Эфесский
«Их было трое» (В. С. Масс) ... Чарльз Олбрайт
«Жорж де Валера» (Ж.П. Сартр) ... Жорж де Валера
«Ложь на длинных ногах» (Э. де Филиппо) ... Либеро
«Дом,  где  разбиваются  сердца» (Б. Шоу) ... Гектор Хешебай и капитан Шотовер
«200 тысяч на мелкие расходы» (В.А. Дыховичный, М.Р. Слободский) ... дядя Гриша
«Бидерман и поджигатели» (М. Фриш) ... Готлиб Бидерман
«Банкет» (А.М. Арканов, Г.И. Горин) ... Брюкин

Фронтовой театр под руководством Г. Менглета

1943 «Салом, друзья!» (Б. Ласкин, Н. Рожков, реж. С. Юткевич) ... Фронтовик, лейтенант-летчик и др.

Русский драматический театр (Сталинабад)

1942 «Мать» (К. Чапек, реж. С. Юткевич) ... Петр
1942 «Дым отечества» (братья Тур, Л. Шейнин, реж. В. Ланге) ... Якутович
1942 «Тот, кого искали» (А. Раскин, реж. О. Солюс) ... Женечка
1942 «Русские люди» (К. Симонов, реж. О. Солюс) ... Козловский
1942 «Фронт» (А. Корнейчук, реж. В. Ланге) ... Крикун
1942 «Пропавший без вести» (С. Михалков, Н. Кружков, реж. О. Солюс) ... Николай Чирков
1941 «Продолжение следует» (А. Бруштейн, реж. О. Солюс) ... Макс
1940 «Мой сын» (Ш. Гергель, О. Литовский, реж. В. Ланге) ... Ковач
1940 «Свадебное путешествие» (В. Дыховичный, М. Слободский, реж. С. Якушев) ... Марк Громан
1939 «Князь Мстислав Удалой» (И. Прут, реж. А. Бендер) ... Лосенко
1939 «Павел Греков» (Б. Войтехов, реж. А. Бендер) ... Сорокин
1939 «Повесть о женщине» (Л. Левин, реж. Г. Менглет) ... Бережной
1939 «Страшный суд» (В. Шкваркин, реж. А. Бендер) ... Блажевич
1938 «Без вины виноватые» (А.Н. Островский, реж. А. Бендер) ... Незнамов
1938 «На дне» (М. Горький, реж. В. Ланге) ... Барон
1938 «Разлом» (Б. Лавренев, реж. М. Яншин, В. Ланге) ... матрос Пузырь
1938 «Волки и овцы» (А.Н. Островский, реж. В. Топорков, П. Ершов) ... Беркутов
1938 «Бесприданница» (А.Н. Островский) ... Сергей Сергеевич Паратов
1937 «Земля» (Н.Е. Вирта, реж. Я. Штейн) ... Листрат
1937 «Ночной смотр» (В. Шкваркин, реж. И. Савельев) ... Верховский
1937 «Очная ставка» (бр. Тур, Л. Шейнин, реж. А. Бендер) ... шпион Иванов
1937 «Пограничник» (В. Билль-Белоцерковский, реж. А. Бендер, П. Ершов) ... Хитров
1937 «Похищение Елены» (Л. Вернейль, реж. А. Бендер) ... Жермон

Большой драматический театр имени Горького

1936 «Аристократы» (А. Погодин, реж. Б. Тамарин) ... Боткин
1936 «Матросы из Каттаро» (Ф. Вольф, реж. А.Д. Дикий) ... прапорщик Сезан
1936 «Русалка» (А.С. Пушкин, реж. А. Дикий, Б. Бабочкин, В. Ланге, С. Марголин, Я. Штейн) ... Князь

Театр-студия под руководством А. Дикого

1935 «Леди Макбет Мценского уезда» (Лесков, реж. А.Д. Дикий) ... приказчик Сергей
1934 «Ревнивый старик» (Сервантес, реж. А. Дикий) ... Любовник

Государственный историко-революционный театр (Москва)

1933 «Чернышевский и Александр-2» (Н. Лернер, реж. И. Рапопорта, А. Козловского) ... Андронадзе
1933 «Виндзорские проказницы» (Шекспир, реж. А. Кричко) ... Каюс
1932 «По указу Его Величества» (Л. Мур, реж. А. Кричко) ... Н.А. Добролюбов



Награды и премии
1997 Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
1982 Орден Трудового Красного Знамени
1977 Государственная премия РСФСР имени К.С. Станиславского (за исполнение роли Пал Палыча Махонина в спектакле «Пена»)
1974 Народный артист СССР
1956 Народный артист РСФСР
1943 Народный артист Таджикской ССР (за роль Незнамова в спектакле «Без вины виноватые»)
1941 Орден «Знак Почета» (1941)
1939 Заслуженный артист Таджикской ССР



Ссылки
Актерские байки: http://akter.kulichki.com/publ/menglet_g.htm
Статья: " Он не мог не стать легендой" : http://www.lubgazeta.ru/article/18-01-2008/237.html

Расширенный поиск:
Поделись ссылкой с друзьями