ТоррНАДО
  Главная  ‡   ‡  Регистрация  ‡  Восстановить Пароль
Привет, Гость
[15] из [15]
Введите Логин:
Введите Пароль:
Регистрация
Восстановить Пароль

Нина Агапова


Искать торренты: Нина Агапова


Краткая биография
Дата рождения: 30 мая, 1926 | близнецы
Место рождения: Москва, СССР (Россия)
Карьера: Актриса, дубляж
Жанр: Комедия, драма, мелодрама
Супруг: Сергей  Полуянов(умер, один ребенок)



Биография
Агапова Нина Федоровна родилась 30 мая 1926 года в Москве.

Окончила ВГИК (1951, мастерская С. Юткевича и М. Ромма).
В 1951-1990 — актриса театра-студии киноактера,
с 1994 — Московской драматической труппы «Блуждающие звезды».

Заслуженная артистка РСФСР (1987).

Детство

Ее родители были родом из одной деревни, из-под Коломны, они рано приехали в Москву на заработки. Мать устроилась в 14 лет на ткацкую фабрику, отец торговал в частном магазине. Отец умер в августе 45-го от туберкулеза.

Нина была артистичной и обладала прекрасным голосом. В 15 лет, в самый разгар войны, она поступила в русский народный хор имени Яркова и исколесила с ним всю страну. Выступала на Дальнем Востоке, в Азии, в Крыму и даже на Карельском фронте, где артистов возили на передовую на телегах, чтобы не создавать шума. В хоре Нина Агапова "дослужилась" до солистки, и ей доверили главную роль Невесты в театрализованном представлении "Русская свадьба". Но роль ей не нравилась, потому что приходилось выдавать громкий плач, а плакать Нина не любила. Ее влекла стихия юмора, озорства, хотелось смешить и дурачиться. Тогда она еще не понимала своей природы, не осознавала своего артистизма и искренне удивлялась, когда директора тех клубов, в которых выступал хор, подходили к ней после концертов и говорили: "Девушка, Вам надо учиться".

Юность

В послевоенные годы молодежь закружил вихрь кинематографа. Многие бегали на "Мосфильм" сниматься в массовках. Нину тоже увлекла работа в кино, но серьезно свое увлечение она не воспринимала. Пока однажды на съемках фильма "Человек №217" ассистент режиссера Викторов не посоветовал девушке задуматься об актерском будущем. Она решила поступать во ВГИК.

С работы ее отпускать не хотели, но Нину было не остановить. Она подала документы и стала готовиться к экзаменам. Агапову привели к знаменитому режиссеру немого кино Юрию Таричу. Тот прослушал ее и остался доволен: "Думал, приведут опять какую-нибудь фуфу... Все же бредят актерской профессией". Тарич отметил, что у девушки органическое сочетание таланта комедийного с драматическим, и стал готовить с ней отрывки из "Женитьбы" (в образе Агафьи Тихоновны) и "Молодой гвардии" - Любку Шевцову.

Курс был уникальным, актерско-режиссерским. Юткевич основной упор делал, конечно, на режиссуру, азы которой постигали Басов, Чухрай, Чхеидзе, Абуладзе, Мельников. Актеров почти не замечали, говорили: "Зачем ломать природу? Какие вы есть, такими и оставайтесь!" Тем не менее, несмотря на природу, студентов начали потихоньку отсеивать. Каждый год. Выгнали даже Тенгиза Абуладзе.

На третьем курсе очередь дошла до Агаповой - педагог Иосиф Рапопорт попросту отказался с ней заниматься. Нина огорчилась и окончательно замкнулась. За студентку вступились ассистенты и преподаватель пантомимы Александр Румнев. Они сами стали заниматься с ней и помогли благополучно доучиться до конца, хотя психологически девушке было очень тяжело. Она чувствовала, что вокруг нее что-то происходит, кому-то она не по душе. Педагог по движению ставил ей на зачете четверку и шептал: "Извините, больше не могу..." Кто плел интриги, кому это было надо - она не стала выяснять, а теперь это и не важно.

В дипломном спектакле "Человек с ружьем" (1951) Агапова играла Надежду, жену Шадрина. Ее ни разу не поправили, а Рапопорт подошел и извинился за прошлое. Нина, конечно, простила все обиды, но порог ВГИКа с тех пор не переступила ни разу. Камень на сердце, все же, остался.

Театр-студия киноактера

Сегодня Нина Федоровна считает, что зря пошла в кинематографический вуз. Надо было поступать в Вахтанговскую школу - это ее стихия, ее природа. Она и в кино-то ничего особенного не сделала, несмотря на добрую сотню ролей. Истинное наслаждение принесла работа только в Театре-студии киноактера, куда Агапову приняли по окончании ВГИКа.

Театр киноактера был переполнен, несмотря на то, что на его сцене работали единицы - остальные либо снимались, либо просто не хотели играть в спектаклях. Но так как выпускников ВГИКа театр был обязан принять, дирекция вынесла своеобразное решение: брать только тех, у кого в дипломе пятерка по мастерству, взамен - увольнять столько же актеров из штата. В тот год отличников было пятеро, в том числе и Нина Агапова. Их приняли.

Новички, по традиции, долгое время ничего не делали, нигде не играли и не снимались. Затем - и того хуже - театр закрыли. Как говорилось в приказе, "в целях улучшения работы актеров кино". Кто-то уехал в Германию, в военный театр, остальные сидели без работы в Москве. И это - в самом расцвете сил, молодости и энергии! Многие тогда сдали профессионально.

Через пару лет Театр киноактера открылся вновь. Агапова стала выступать в капустниках, которые продолжали традиции знаменитой "Синей птички" Драгунского. Там-то на нее и обратили внимание и даже, как это не смешно, повысили категорию. Эраст Гарин пригласил молодую актрису на роль Хозяйки в спектакль "Обыкновенное чудо". Задача была не из легких - роль главная, да еще и лирическая, опыта мало, но все же начало было положено. А когда в Театре киноактера появился знаменитый на всю Москву администратор Игорь Нежный, Агапову ввели в водевиль "Беда от нежного сердца". Тут актриса окунулась в свою стихию и, наконец, смогла заявить о себе в полную силу. Последовали премьера за премьерой: "Восемь женщин", "Да здравствуют дамы!", "Бабий бунт", "День отъезда, день приезда", "Комедия ошибок", "Ах, сердце!", где Агапова сыграла сразу четыре роли.

Но самой значительной работой Нины Федоровны в театре стала главная роль в первом мюзикле, поставленном на московской сцене. Это был 1965 год. Мюзикл "Целуй меня, Кэт" композитора Кола Портера с успехом шел на Бродвее, и вот на его постановку решился режиссер Давид Ливнев. Само собой, столь откровенное название было неприемлемо для столичного театра, поэтому целомудренное руководство переименовало пьесу в нейтральное "Опять премьера". В спектакле были довольно сложные вокальные партии, но драматические актеры показывали настоящие чудеса, а Нина Агапова была просто великолепна. Критика буквально захлебнулась от восторга, а Людмила Гурченко в одном из интервью восторженно отзывались о совместной работе "с такими непревзойденными мастерами сцены, как Сергей Мартинсон и Нина Агапова".

Кино

Кино не использовало и десятую часть ее дарования. Опять же, виновного здесь не найдешь, да и разве это важно.
С одной стороны - режиссеров смущала внешность актрисы. Нина Агапова - красивая женщина, где-то даже с западными чертами лица. Такой не доверишь сыграть крестьянку, рабочую, да и просто советскую девушку. Вот и возникли ряды вышколенных секретарш, баронесс, аристократок, американок-англичанок-немок, строгих врачей и истеричных администраторш. В советском кинематографе такие героини не могли быть в центре внимания, поэтому Нина Агапова, в основном, присутствовала на втором плане.

С другой стороны всплывало несоответствие ее яркого комедийного дарования с той же внешностью. Хрупкая и стройная, она не могла соревноваться с теми же толстушками, если речь заходила о характерной роли.

Эльдар Рязанов долго не мог сделать выбор между Ниной Агаповой и Людмилой Ивановой на роль Шурочки в "Служебном романе". Пробы были одинаково хороши, но в итоге он склонился к последней. Согласитесь, зная творчество Агаповой, трудно себе представить ее в образе полной идиотки. А оказывается, это ее конек. Она очень любит играть дурочек и успешно это демонстрирует сегодня на сцене, работая в труппе "Блуждающие звезды". Но и здесь актрисе приходится подкладывать толщинки, увеличивать объем груди и талии "для пущей убедительности".

Впервые Нина Агапова снялась в большой роли в 1953 году. Это был фильм Андрея Фролова "Доброе утро". Картина стала лидером кинопроката и вскоре была благополучно забыта всеми. Но тогда, в период малокартинья, приглашение на съемки становилось событием для каждого артиста. Нина оставила маленького сынишку на бабушку и отправилась в экспедицию.

Следующую приличную роль пришлось ждать почти десять лет. Ею стала хамоватая Зинаида в комедии Рязанова "Дайте жалобную книгу". Героиня Агаповой появлялась за стойкой буфета грязного, замызганного ресторана "Одуванчик" и являла собой воплощение мощи советского общепита, всей этой братии, имя которой - сфера торгового обслуживания. А потом опять пошла "мелочь".

В общем, творческая судьба киноактрисы Нины Агаповой оказалась связана с эпизодом. Можно долго рассуждать на тему, что "сыграть эпизод намного труднее, чем главную роль" - это и так ясно всем, кто мало-мальски знаком с актерским делом. Лучше лишний раз посмотреть, как работает Нина Федоровна в эти считанные минуты, а порой секунды, на экране. Как органичны, убедительны и темпераментны ее героини: фрау Ауфбаум ("Щит и меч"), американка с попугаем ("Корона Российской империи"), смотрительница музея ("Старики-разбойники"), солистка театра "Колумб" ("12 стульев"), тетушка Сима ("Нейлон 100%"), миссис Гриффит ("Тайна Черных дроздов"), хозяйка гостиницы мисс Холл ("Человек-невидимка"), Анна Александровна ("Любить по-русски"). И когда у Агаповой появляется возможность сыграть одну из главных ролей, она вкладывает в нее все мастерство по-настоящему мудрой, синтетической актрисы. Достаточно назвать такие разные образы, как тренер в "Чуде с косичками", колдунья Мясекай в сказке "Всадник на золотом коне" и Нина Ивановна в ленте "Ты иногда вспоминай".

Снимается Нина Федоровна и сегодня. Постперестроечный кинематограф не забыл одну из лучших своих актрис, не выкинул ее за борт. Причем, на счету Агаповой роли как в так называемом народном кино ("Любить по-русски"), так и в коммерческом ("Все то, о чем мы так долго мечтали") и даже в сериалах (в "Самозванцах" актриса сыграла уморительно смешную роль врача, помешанного на "мыльных операх").

Семейная жизнь

Мужем Нины Агаповой был замечательный оператор Сергей Полуянов. Он увидел Нину на вступительных экзаменах в институте кинематографии и сразу влюбился. Их познакомили, и Полуянов больше не мог думать ни о ком, кроме нее. Когда Сергея спрашивали: "Тебе кто из них нравится?" и указывали на галерею портретов кинозвезд, он, шутя, отвечал: "Ее здесь нет".

Сергей  Полуяновснял такие блистательные картины, как "Борец и клоун", "Чистое небо", "Жили-были старик со старухой", "Золотой теленок", "Иван Васильевич меняет профессию", "Не может быть!", "Спортлото-82". Лишь однажды ему удалось поработать со своей женой - в "Двенадцати стульях". На сцене театра "Колумб" героиня Нины Агаповой пела "Шумел камыш, деревья гнулись" на французском языке. Кстати, для этого эпизода актриса брала уроки французского у внучки Станиславского - в кинематографе тех лет все должно было выглядеть на высшем уровне!

Сергей Сергеевич умер в 1983 году, не дожив до шестидесяти лет. В середине 90-х ушел из жизни сын Нины Федоровны, Саша. Он, как и отец, закончил операторский факультет, но по своей энергии, неугомонности, остроте восприятия жизни, не мог подолгу заниматься одним делом. Сменив массу занятий, Александр увлекся бизнесом. Но в конце концов не выдержал того ритма, который взял...

Заключение

К тому времени Нина Федоровна уже оставила Театр киноактера. Ее последними ролями на этой сцене стали искрящаяся Юлия-Джули в "Тени" и эксцентричная переводчица в "Ссуде на брак". Перед уходом получила звание заслуженной артистки РСФСР, на которое театр подавал неоднократно. Но и на этот раз не обошлось без сюрприза - всем на удивление из Верховного Совета пришло распоряжение, в котором требовали собрать все рецензии на сценические работы Агаповой. Нина Федоровна порылась в старых папках, коробках, извлекла из домашнего архива газетные и журнальные вырезки и все отдала. Назад, разумеется, ничего не вернулось, но звание, все же, дали. Несмотря на то, что и в этом вопросе кто-то старался помешать.

Оставив театр, Нина Федоровна почувствовала облегчение, настоящую радость. Теперь она свободна! Природа, книги, друзья... Но тут случилась трагедия с сыном, и все земные прелести ушли в тень. Необходимо было отвлечься от горьких мыслей, немедленно переключиться на что-то другое. И тут в жизнь актрисы ворвался энергичный мейерхольдовец Даниил Сагал.

Кумир молодежи 30-х годов, ученик Всеволода Мейерхольда, бывший премьер театра Советской армии, Даниил Львович Сагал к тому времени мог бы стать героем передачи "Забытые имена". Он давно не снимался в кино, его не помнили ни зрители, ни журналисты, ни даже многие коллеги. Но сам актер так не считал. А главное, он совершенно не мог сидеть без дела. В свои 84 года Сагал мечтал создать театр старых мастеров и играть пьесы, наподобие "Соло для часов с боем". Но сначала Даниил Львович решил рискнуть, что называется, малыми силами - выйти на публику со спектаклем на двоих. Он взял старую, неоднократно инсценированную, пьесу Коубэрна "Игра в джин" и стал искать партнершу. Пересмотрел массу актрис и почти разочаровался. И вдруг вышел на Нину Агапову. Они начали репетировать. Спектакль собрал довольно теплую прессу и просуществовал два года.

Вскоре Нина Агапова вошла в труппу под звучным названием "Блуждающие звезды", которым руководит молодой актер и режиссер Павел Тихомиров. Труппа, действительно, блуждает - спектакли играют в различных Домах творчества. Нина Федоровна занята в четырех спектаклях. Играет Островского, Есенина, в детской сказке и эксцентрической феерии по произведениям писателей-юмористов. Здесь она снова поет и с удовольствием вспоминает, как Борис Андреев в день, когда Агапову принимали в Театр-студию киноактера, громогласно заявил: "Поздравляю коллектив с замечательным вокальным приобретением!", а потом неоднократно басил ей в ухо: "Агапова, тебе надо в оперетту!"

Нина Федоровна не ушла в оперетту, о чем, конечно же, не раз жалела. Она осталась драматической актрисой. Она - человек одной привязанности. Однолюб. Может, это и не очень хорошо, может, однажды надо все круто изменить в своей жизни. Но Агапова не такая. Она ранимый, нерешительный, вечно сомневающийся в себе художник, но художник крепкий, высокопрофессиональный. Поэтому отдыхать ей не дадут никогда.



Фильмография
2006 Испанский  вояж  Степаныча ... эпизод
2005 Счастье  ты  мое ... Александра Яблочкина
2004 Я  Люблю  Тебя ... Соседка Тимофея
2000 Зависть  богов ... Калерия
1998-2003 Самозванцы  -  1,2,3 ... врач
1997 Все  то,  о  чем  мы  так  долго  мечтали ... Полина
1996 Любить  по-русски-2 ... мать Татьяны
1995 Любить  по-русски ... мать Татьяны
1994 Черные  береты ... дама с собачкой
1994 Частная  история (короткометражный)
1993 Свистун
1991 Небеса  обетованные ... чин из райисполкома
1991 Графиня
1989 Частный  детектив  или  операция  "Кооперация"
1987 Ссуда  на  брак ... переводчица
1987 Забытая  мелодия  для  флейты ... секретарша
1987 Где  находится  нофелет? ... тетя Эммы
1987 Крейцерова  соната ... модистка
1984 Человек-невидимка ... миссис Холл
1984 Нам  не  дано  предугадать...
1984 Герой  ее  романа
1983 Тайна  "Черных  дроздов" ... Миссис Гриффид
1982 Не  хочу  быть  взрослым ... ассистент режиссера
1982 Берегите  мужчин! ... секретарша
1980 Всадник  на  золотом  коне ... Мясекай
1979 Сцены  из  семейной  жизни
1979 Утренний  обход
1978 Расписание  на  послезавтра ... Надежда Васильевна
1978 Живите  в  радости ... секретарь Варенцова
1978 Трясина
1977 Ты  иногда  вспоминай ... Нина Ивановна
1977 Трактир  на  Пятницкой ... эпизод
1977 По  семейным  обстоятельствам ... парикмахер Зинуля
1976 Слово  для  защиты
1974 Кыш  и  Двапортфеля
1974 Чудо  с  косичками ... Тренер
1974 Нейлон  100% ... Сима
1973 Человек  в  штатском
1973 Скворец  и  лира
1973 Дела  сердечные ... эпизод
1972 Перевод  с  английского ... мама Коробова
1972 Ехали  в  трамвае  Ильф  и  Петров
1971 Старики  -  разбойники ... смотрительница музея
1971 Нюркина  жизнь ... Мать Юры
1971 12  стульев ... солистка театра "Колумб"
1970 Приключения  желтого  чемоданчика ... мама девочки с книгой
1970 Опекун ... судья
1970 О  друзьях-товарищах ... Эсерка
1970 Корона  Российской  Империи,  или  снова  Неуловимые ... американка с попугаем
1970 А  человек  играет  на  трубе
1969 Старый  знакомый ... Рита, бывшая жена Самецкого из Ростова-на Дону
1969 Неподсуден
1968 Щит  и  меч ... Ауфбаум
1968 Урок  литературы ... мать ученика
1968 Семь  стариков  и  одна  девушка ... врач Кравцова
1968 Зигзаг  удачи ... продавщица в универмаге
1966 Черт  с  портфелем ... секретарь редакции
1966 Дядюшкин  сон
1966 Душечка ... актриса Дадонская
1965 Чистые  пруды ... Кульчицкая
1965 От  семи  до  двенадцати (киноальманах)
1965 Дайте  жалобную  книгу ... Зинаида, буфетчица
1964 Зеленый  огонек ... Ветеринар
1962 Цепная  реакция
1962 713-й  просит  посадку ... американка
1961 Чужой  бумажник ... Секретарь директора
1960 - 1961 Воскресение (сериал) ... эпизод
1960 Мертвые  души
1960 Время  летних  отпусков ... Шурочка
1959 Неподдающиеся ... массовик-затейник
1958 Смена  начинается  в  шесть ... Любаша
1957 К  Черному  морю ... Бирюкова
1956 Как  он  лгал  ее  мужу ... Горничная
1955 Доброе  утро ... Ирина Ковалева, журналистка
1953 Застава  в  горах ... Зинаида



Озвучивание
1969 Цветок  кактуса / Cactus  Flower ... Mrs. Durant
1956 Небесное  создание (анимационный)



Работы в театре
Театр-студия киноактера

"Восемь женщин"
"Да здравствуют дамы!"
"Бабий бунт"
"День отъезда, день приезда"
"Комедия ошибок"
"Ах, сердце!"
"Тень"
"Ссуда на брак"



Награды и премии
1987 Заслуженная артистка РСФСР



Ссылки
Нина Агапова на сайте «Люди»

Расширенный поиск:
Поделись ссылкой с друзьями