ТоррНАДО
  Главная  ‡   ‡  Регистрация  ‡  Восстановить Пароль
Привет, Гость
[15] из [15]
Введите Логин:
Введите Пароль:
Регистрация
Восстановить Пароль

Николай Черкасов


Искать торренты: Николай Черкасов






























Краткая биография
Дата рождения: 27 июля, 1903 | лев
Место рождения: Санкт-Петербург, Россия
Дата смерти: 14 сентября, 1966 | 63 года
Место смерти: Ленинград, СССР (Санкт-Петербург, Россия)
Карьера: Актер
Жанр: Драма, биография, военный
Рост: 1.98 м
Супруга: Нина  Вейтбрехт(один ребенок)



Биография
Детство

Николай Черкасов родился 27 июля 1903 года в Петербурге, в семье железнодорожного служащего Константина Александровича Черкасова. Роды были трудными, и врачам пришлось воспользоваться специальными щипцами, отчего у него на всю жизнь остались над висками две маленькие вмятинки. Мама - Анна Андриановна - в своем первенце души не чаяла, постоянно оберегая его от всяких напастей.

В 1909 году семья Черкасовых, к тому времени пополнившаяся еще одним сыном - Костей, переехала в просторную четырехкомнатную квартиру одного из домов в Десятой роте (10-я Красноармейская улица). Отсюда Коля в 1912 году и пошел учиться в гимназию №10. Одноклассники относились к Коле с уважением: он никогда никого не задирал, но если его обижали, то спуску никому не давал.

Первый спектакль, который Николай увидел в своей жизни, был "Руслан и Людмила" в Мариинском театре. Тогда он еще учился в начальных классах гимназии. По словам самого Черкасова, впечатление у него осталось волшебное. Однако о театре, как о профессии, он тогда и не помышлял.

Летом 1917 года его внезапно захватила музыка. Интерес к ней у мальчика был настолько огромный, что он в одиночку посещал концерты графа Шереметьева, ходил на утренники в филармонию и даже ездил в Павловск, где обычно выступали знаменитые музыканты. Его кумиром был Федор Иванович Шаляпин.

Балет

В 1919 году Черкасов окончил Петроградскую трудовую школу и вместе с несколькими друзьями подал заявление в Военно-медицинскую академию. Но в душе он сомневался в выборе. Однажды он стал свидетелем того, как трамвай переехал прохожего. Брызнувшая на тротуар кровь вызвала в юноше такой ужас, что он сразу понял: ни о какой медицине не может быть и речи.

Летом этого же года он поступает в студию мимистов, руководимую А.Кларком. Проучившись там всего лишь несколько недель, 16-летний Черкасов был зачислен мимистом в Петроградский (Мариинский) академический театр оперы и балета.

Именно здесь юный Николай Черкасов познакомился с великим басом Федором Шаляпиным, причем весьма своеобразно. На премьере оперы "Вражья сила" Федор Иванович пел главную партию. Черкасов просочился на балкон зрительного зала и принялся смешить гримасами публику. Зрители громко смеялись. На следующий день Шаляпин вызвал комедианта в кабинет. "Покажите-ка мне, чем вы вчера развлекали народ!" - попросил он Черкасова. А потом долго хохотал, увидев, что тот вытворяет. Затем нахмурился: "Спасибо, конечно. Только вот что, давайте условимся: вы мне, пожалуйста, не мешайте, а я вам не буду!"

С 1920 года Черкасов начал танцевать в спектаклях Студии молодого балета и экспериментальных пантомимических постановках театрально-исследовательской лаборатории Института истории искусств. При росте почти два метра молодой артист исполнял характерные роли: Злого гения в "Лебедином озере", брамина в "Баядерке" и др.

Чарли Чаплин, Пат и Паташон

Осенью 1923 года Николай подал заявления одновременно в Институт сценических искусств и Институт экранного искусства. Талантливого юношу приняли в оба заведения.

Учась в Институте сценических искусств, Николай как-то случайно посмотрел в кинотеатре фильм о приключениях комиков Пата и Паташона. Вместе с Б.Чирковым и П.Березовым они решают создать свой собственный эстрадный номер. Так в 1925 году в их исполнении появился пародийный танец "Чарли Чаплин, Пат и Паташон", в котором Черкасов исполнял роль долговязого Пата.

Летом следующего года студенческая бригада ИСИ гастролировала по Средней Азии, и самым удачным номером был именно "Чарли Чаплин, Пат и Паташон". Этот же номер способствовал зачислению Черкасова в 1926 году в Ленинградский ТЮЗ.

В ТЮЗе Черкасов играл и драматические роли, так, например, в спектакле "Дон Кихот" он с большим успехом исполнял главную роль. Однако основным амплуа молодого актера по-прежнему считалась комедийная роль Пата.

Первые роли в кино

В 1927 году Черкасов окончил институт. На тот же год приходится и его дебют в кино. Это была немая картина "Поэт и царь", в которой молодой актер сыграл парикмахера Шарля. Как признается сам Черкасов, впервые увидев себя на экране, он ужаснулся своей худобе и высокому росту. Тогда он даже подумал, что на этом кино для него закрыто. Но уже в следующем году он был вновь приглашен на съемки.

Следующими его работами в кино стали роли в картинах "Его превосходительство", "Мой сын" и "Луна слева". В фильме "Мой сын" Черкасов вновь играл все того же долговязого Пата.
Чтобы не стать заложником этого образа, Черкасов в 1929 году принял предложение перейти из ТЮЗа в Ленинградский театр "Мюзик-холл".

Женитьба

Летом 1929 года Николай Черкасов познакомился с юной актрисой Ниной Николаевной Вейтбрехт. Вскоре они сыграли свадьбу. А весной 1931 года у них родилась дочка.

В 1930 году Черкасов перешел из Ленинградского в Московский мюзик-холл, но и там задержался недолго. В 1931 году он поступает на работу в только что созданный театр "Комедия". Свой выбор он объяснял тем, что лишь этот театр нигде не гастролировал, а молодому отцу это было крайне необходимо.

Кроме работы в театре, Черкасов довольно успешно снимался в немом кино. Летом 1932 года он удачно сыграл роль постового милиционера в первом звуковом фильме "Встречный".

В 1934 году Черкасов поступил в труппу Ленинградского академического театра имени А.С. Пушкина. Этот приход многими тогда был воспринят с недоумением: зачем нам нужен актер-эксцентрик. Действительно первая его роль в этом театре в комедии "Чужой ребенок" была лишена всякой драматургии и строилась на одной эксцентрике. Однако уже во втором спектакле - "Вершины счастья" - молодой актер удачно сыграл роль серьезного сыщика Айка Ауэрбаха. Скептики притихли.

Первые большие успехи в кино

Настоящая слава пришла к Черкасову благодаря кино. В 1934 году он снялся в молодежной комедии Александра Зархи и Иосифа Хейфица "Горячие денечки". Вместе с Яниной Жеймо они создали комическую пару, сопровождающую романтическую пару основных героев Николая Симонова и Татьяны Окуневской. Черкасов и Жеймо великолепно продемонстрировали свои таланты: их пара, разбитная крошка Кика и смиренный верзила Колька Лошак, придают всему фильму интонацию эстрадно-циркового розыгрыша, приглушая некоторое резонерство сюжета, что и было задумано молодыми авторами фильма.

Год спустя режиссер Владимир Вайншток предложил ему сыграть профессора Паганеля в "Детях капитана Гранта" (фильм снимался в августе 1935 - апреле 1936 года). Успех этого фильма был настолько огромен, что после него посыпались предложения от многих режиссеров. Причем роли предлагались непохожие одна на другую.

В 1936 году Черкасов начал сниматься одновременно в роли царевича Алексея в исторической ленте Владимира Петрова "Петр Первый" и профессора Полежаева в исторической драме Александра Зархи и Иосифа Хейфица "Депутат Балтики".

Премьера "Депутата Балтики" состоялась 1 января 1937 года в Ленинградском Доме кино и вызвала бурю восторга. Заключительная речь профессора Полежаева утонула в аплодисментах публики. Ни один советский фильм еще не удостаивался таких оваций. В том же году на Международной выставке в Париже фильм был удостоен "Гран-при". А сам актер был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР.

Предвоенное кино

После успешных ролей в "Депутате Балтики" и "Петре Первом" Николай Черкасов продолжил в кино ряд реальных исторических персонажей.

В 1938 году Черкасов начал сниматься в главной роли в фильме Сергея Эйзенштейна "Александр Невский". Причем предложение великого мастера застало актера врасплох. Одной из причин было то, что Черкасов в душе боялся режиссера, поскольку был наслышан, что тот нередко подавляет индивидуальность актера.

После первой встречи с Эйзенштейном он понял, что им трудно будет работать вместе. Их взгляды на образ Александра Невского расходились. Однако режиссер оказался настойчив и уговорил Черкасова продолжить работу. В итоге, образ Александра Невского вышел былинно-возвышенным.

1 декабря 1938 года фильм вышел на экраны, спустя три месяца вышел еще один фильм с участием Николая Черкасова - "Ленин в 1918 году", в котором он сыграл Максима Горького.
За свои работы Николай Черкасов был удостоен орденов Ленина и Трудового Красного знамени, а в 1941 году за роль Александра Невского - Сталинской премии.

Депутат

Черкасов очень верил в Советскую власть. В 1938 году он подал заявление в партию и вскоре стал депутатом Верховного Совета РСФСР. Причем этот пост он не просто занимал, а действительно старался помогать людям. Много лет спустя он посчитал, сколько человек принял. Оказалось - 2565. Но часто даже самые близкие люди не знали о его добрых делах.

Годы войны

Летом 1939 года в семье Черкасовых умерла новорожденная дочь. В начале 1941 года у них появился сын, которого назвали Андреем. А затем началась война, которая отняла у них старшую дочь. В 1942 году она погибла в Ленинградской блокаде вместе с дедушкой - тестем Черкасова.

В первые месяцы войны Черкасов вместе с Театром им. Пушкина был эвакуирован в Новосибирск. Там он создал концертную агитбригаду и отправился с концертами на корабли Балтийского флота и в осажденный Ленинград.

В апреле 1943 года актера вызвали в Алма-Ату для съемок в фильме "Иван Грозный" Сергея Эйзенштейна. На экраны картина вышла в январе 1945 года (параллельно Черкасов исполнил ее и в спектакле «Иван  Грозный - великий государь»). Роль Ивана Грозного стала лучшей работой актера в кино.

Послевоенное время

После войны на волне успеха первой серии "Ивана Грозного", съемочный коллектив приступил к работе над второй серией картины. Однако судьба этой части фильма оказалась печальной. Еще в процессе работы над ней у Черкасова и Эйзенштейна появились существенные разногласия. По мнению актера, во второй части Иван  Грозный начал превращаться в человека нерешительного, слабохарактерного, безвольного. Такое же мнение выразил по этому поводу и Сталин, который 25 февраля 1947 года принял в Кремле Эйзенштейна и Черкасова. Эта беседа протекала в форме "дружественной" критики, однако на судьбе фильма это отразилось печально: фильм положили на полку, где он пролежал 11 лет.

В 1946 году Николай Черкасов был приглашен Григорием Александровым на роль кинорежиссера Громова в комедию "Весна". Далеко не все знают, что сниматься в этой картине Николай Константинович не хотел. И лишь когда сама Любовь Орлова, пригласив Черкасова на дачу, встала перед ним на колени, актер согласился.

На рубеже 40-50-х годов (когда на 16 советских киностудиях снималось всего 10-15 картин в год) Черкасов без дела не оставался. Правда, и фильмы, в которых он снимался, ничего выдающегося собой не представляли. Это были историко-биографические картины, в которых актер был вынужден изображать во многом однотипные персоны русской культуры и науки: Горького ("Академик Иван Павлов", 1949), Попова ("Александр Попов", 1949), Стасова ("Мусоргский", 1950, "Римский-Корсаков", 1953), Маяковского ("Они знали Маяковского", 1955). Кроме того, он снялся в эпизодических ролях в картинах: "Белинский" и "Жуковский".

Загруженность Черкасова в кино в те годы была высокой, но в Театре имени А.С. Пушкина новых ролей у него не было. Он играл только в четырех спектаклях: "Великий Государь", "Жизнь в цвету", "Борис Годунов" и "Ревизор". На большее у него просто не было ни времени, ни сил. Ведь актер занимался еще и общественной деятельностью как член Советского комитета защиты мира. В этом качестве он объездил чуть ли не полмира.

Конец 50-х

В марте 1956 года Черкасов снялся в главной роли в фильме Григория Козинцева "Дон Кихот". Эта роль много для него значила. Во-первых, вот уже несколько лет он не играл главных ролей в кино, во-вторых, еще в бытность свою актером ТЮЗа (в 1933 году) он играл Дон Кихота.

Для съемок фильма в Коктебеле была построена шестнадцатиметровая ветряная мельница. Дублером Черкасова был каскадер Васильев, которому предстояло вертеться на крыле этой мельницы. Но Васильева в решающий момент на площадке не оказалось. Пришлось самому Николаю Константиновичу в нескольких дублях зависать вниз головой. Отметим, что актеру в это время было уже 53 года.

Фильм вышел на экраны весной 1957 года и имел большой успех. Черкасову вновь удалось совместить любовь к пластике и характерности с возвышенным представлением героя-идеалиста, упрямо воспринимающего действительность лишь с точки зрения мечты.

Заслуги Черкасова были отмечены на международном кинофестивале в канадском городе Статфорде: за исполнение роли Дон Кихота ему была присуждена премия как лучшему актеру.

Не забывал Черкасов и про театр. В 1957 году он начал репетировать роль Хлудова в спектакле "Бег" по пьесе М. Булгакова. Премьера состоялась год спустя.

«Все  остается  людям»

Своего рода идеализм как самоотверженность в научной работе является внутренним свойством одного из последних героев, сыгранных Черкасовым в 1959 году в спектакле "Все остается людям" - ученый Федор Дронов, сопротивляясь тяжелой болезни, изо всех сил продолжает трудиться.

В 1962 году кинорежиссер Георгий Натансон решил перенести эту пьесу на экран.
Он вспоминает: "Мне очень понравилась пьеса Самуила Алешина - философская, умная. После "Шумного дня" я решил взяться за нее. Алешин предложил поставить картину на "Ленфильме". Я стал подбирать актеров и в первую очередь обратился к Черкасову. Он тогда не снимался уже пять лет и очень обрадовался моему предложению.

Худсовет "Ленфильма" кинопробы одобрил: и Попова, и Быстрицкую, и Пилявскую. Про Черкасова же сказали, что он "творческий труп". Как можно так говорить об этом великом актере! Да, он театральный актер, может, я не смог его сдержать на пробах... Но его не утвердили. Тогда я обратился к Товстоногову, он был последней инстанцией в Ленинграде, и тот позвонил в обком, и уже оттуда настояли на кандидатуре Черкасова. За эту работу Николай Константинович был удостоен Ленинской премии.

Последние годы

В начале 60-х здоровье Николая Константиновича заметно ухудшилось. У него обострилась хроническая эмфизема легких, пошаливало сердце. С 1964 года актер ежегодно вынужден был ложиться в больницу. Этим не преминули воспользоваться недоброжелатели.

В июне 1964 года, после того как ему была присуждена Ленинская премия за роль в фильме "Все остается людям", актер был уволен из театра. Вот как это произошло. В театр пришло распоряжение сократить актерские кадры. И тогда директор театра решил "сократить" в первую очередь жен актеров, и Нина Черкасова была в их числе. А когда Черкасов пытался ее защитить, говорил, что она всю жизнь в Александринке, директор ответил, что ему надо кого-то сокращать. Тогда Черкасов сказал, чтобы сократили его, написал заявление, и его уволили. Для Черкасова это стало большим ударом. Он снова слег.

Несмотря на удары судьбы и ухудшающееся здоровье, актер не сдавался. В 1965 году он съездил в загранкомандировку в Лондон. В мае 1966 года нашел в себе силы провести отчетно-выборную конференцию Ленинградского отделения ВТО. Однако здоровье катастрофически ухудшалось. В августе 1966 года он вновь лег в больницу, из которой уже не вышел.

Его хотели похоронить на Литераторских мостках в лавре, там, где похоронены все великие актеры, но ленинградские власти отказали. Тогда жена послала телеграмму Косыгину, и тот приказал разрешить. В последний путь актера провожали тысячи ленинградцев.

27 июля 1970 года имя Черкасова было присвоено одной из улиц в новом районе Ленинграда. В марте 1975 года в некрополе Александро-Невской лавры был открыт памятник работы скульптора М.К. Аникушина.



Фильмография
1966 Маленькие  трагедии (ТВ) ... Барон
1965 Третья  молодость ... Гедеонов
1963 Все  остается  людям ... Федор Алексеевич Дронов, академик, депутат Верховного Совета
1962 Шумят  пороги  Уэйкенго (ТВ) ... капитан Стэнтон
1957 Дон  Кихот ... Дон  Кихот
1955 Они  знали  Маяковского (ТВ) ... Владимир Маяковский
1952 Римский-Корсаков ... Стасов
1951 Белинский
1950 Мусоргский ... Владимир Васильевич Стасов
1949 Счастливого  плавания ... капитан Левашов, командир 5-й роты
1949 Александр  Попов ... Александр Степанович Попов, изобретатель радио
1949 Академик  Иван  Павлов ... Максим Горький
1948 Сталинградская  битва ... Франклин Рузвельт, президент США
1947 Пирогов ... Лядов
1947 Новый  дом ... Михаил Андреевич Костоусов, академик архитектуры
1947 Весна ... Аркадий Михайлович Громов, кинорежиссер
1946 Во  имя  жизни ... сторож Лукич
1944 Иван  Грозный ... Иван Грозный, царь Всея Руси
1942 Оборона  Царицына ... ходок-крестьянин
1942 Непобедимые ... Радионов-отец
1942 Его  зовут  Сухэ-Батор ... барон фон Унгерн
1940 Шестьдесят  дней ... Антонов Евгений Антонович, профессор
1940 Концерт  на  экране ... ведущий, танец Пата
1939 Минин  и  Пожарский
1939 Ленин  в  1918  году ... Максим Горький
1938 Человек  с  ружьем ... генерал, начальник штаба Уссурийской дивизии в Царском Селе
1938 Друзья ... осетин Бета
1938 Александр  Невский ... князь Александр Ярославич Невский
1937 Петр  Первый ... Царевич Алексей
1937 Остров  сокровищ ... Билли Бонс
1937 За  Советскую  Родину ... командующий фронтом
1936 Дети  капитана  Гранта ... Жак Паганель, секретарь Парижского географического общества
1936 Депутат  Балтики ... профессор Полежаев Дмитрий Илларионович
1935 Подруги ... белый офицер Сергей Тимофеевич
1935 Граница ... Гайдуль
1935 Горячие  денечки ... Колька Лошак, последний ученик совхозных курсов.
1934 Люблю  ли  тебя? ... студент
1934 Женитьба  Яна  Кнукке ... капитан Ганс Пфааль
1933 Первая  любовь ... депутат сейма
1933 Кто  твой  друг ... милиционер
1932 Счастье ... контрразведчик
1932 Встречный ... постовой милиционер
1930 Всадники  ветра ... комсомолец
1928 Мой  сын (короткометражный) ... Пат
1928 Луна  слева ... Калугин, председатель местных комиссий
1927 Поэт  и  царь ... Шарль, парикмахер
1927 Его  превосходительство ... высокий клоун



Работы в театре
Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина (Александринский театр)
1962 «Маленькие  трагедии» (А.Пушкин, реж. Л. Вивьен) ... Барон (Филипп)
1959 «Все  остается  людям» (С. Алешин, реж. Л. Вивьен и А.Даусон) ... академик Дронов
1958 «Бег» (М. Булгаков) ... Хлудов
1957 «Грозовой год» (А. Каплер и Т. Златогорова) ... Максим Горький
1954 «Они  знали  Маяковского» (В.Катанян, реж. Б. Дмоховский) ... Маяковский
1953 «Ревизор» (Н.Гоголь, реж. Л.Вивьен) ... Осип
1952 «Гражданин Франции» (Д.Храбровицкий) ... Тери
1948 «Борис Годунов» (А.Пушкин, реж.Л.Вивьен) ... Варлаам
1946 «Жизнь в цвету» (А.Довженко, реж.Л.Вивьен) ... Мичурин
1945 «Великий государь» (В.Соловьев, реж.Л.Вивьен) ... Иван  Грозный
1942 «Фронт» (А.Корнейчук) ... гвардии сержант
1942 «Накануне» (А.Афиногенов) ... Андрей Завьялов, ученый-агроном
1941 «Дон  Кихот» (М. Булгаков, реж.А.Даусон и В.Кожич) ... Дон  Кихот
1940 «Лгун» (К. Гольдони, реж. В. Люце) ... Лелио
1939 «Ленин» (А. Каплер, Т.Златогорова, реж.Л.Вивьен и А.Даусон) ... Горький
1938 «Петр I» (А.Толстой, реж. Б.Сушкевич) ... Петр I
1937 «На берегу Невы» (К.Тренев) ... Буранов
1937 «Банкир» (А.Корнейчук) ... Бесштанько (председатель колхоза)
1936 «Ревизор» (Н.Гоголь, реж.Б.Сушкевич) ... Осип
1935 «Нора» (Г. Ибсен, реж.Б.Бабочкин) ... Крогстад
1935 «Лес» (А.Островский, реж. В. Кожич) ... Буланов
1935 «Мольба о жизни» (Ж. Деваль, реж.В.Кожич) ... Морис Массруб
1934 «Чужой ребенок» (В.Шкваркин) ... Сенечка Перчаткин
1934 «Вершины счастья» (Дж. Р. Дос Пассос, реж.В. Кожич) ... Айк Ауэрбах
1934 «Борис Годунов» (А.Пушкин, реж. Б.Сушкевич) ... Варлаам
1933 «Дон  Кихот» (М.Сервантес) ... Дон  Кихот

«Театр Клары Газуль» П. Мериме
«Женщина-дьявол» ... Монах-инквизитор Антонио
«Карета святых даров» ... Перуанский вице-король
«Рай и ад» ... дон Пабло

Ленинградский передвижной театр «Комедия»
«Женитьба Труадека» (Ж. Ромен) ... Мируэт
«Люди и свиньи» (А. Мариенгоф) ... комсомолец Кудряшов
«Миллион Антониев» (В. Градов, В. Орлов. реж. Б. Дмоховский) ... Байуотерс, авантюрист

Ленинградский ТЮЗ
1929 «Ундервуд» (Е. Шварц, реж. А. Брянцев и Б. Зон) ... Крошкин
1928 «Плоды просвещения» (Л. Н. Толстой) ... Звездинцев
1927 «Хижина дяди Тома» (Г. Бичер-Стоу, реж. Б. В. Зон) ... Судья
1927 «Разбойники» (Ф. Шиллер, реж. Е. Гаккель) ... Старик Моор
1927 «Тиль Уленшпигель» ( Ш. де Костер, реж. Е. Гаккель) ... Инквизитор
1926 «Проделки Скапена» (Мольер) ... Сильвестр
1926 «Похождения Тома Сойера» (Марк Твен) ... Шериф
1926 «Дон  Кихот» (М.Сервантес, реж. Б. Зон) ... Дон  Кихот



Награды и премии
1964 Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы актерам»
1964 Лауреат Ленинской премии (за роль Федора Дронова в фильме «Все  остается  людям»)
1951 Лауреат Сталинской премии II степени (за роль Попова в фильме «Александр  Попов»)
1951 Лауреат Сталинской премии I степени (за роль Владимира Стасова в фильме «Мусоргский»)
1950 Лауреат Сталинской премии III степени (за роль Левашова в фильме «Счастливого  плавания»)
1947 Народный артист СССР
1946 Лауреат Сталинской премии I степени (за роль Ивана Грозного в фильме «Иван  Грозный»)
1941 Лауреат Сталинской премии I степени (за роль Александра Невского в фильме «Александр  Невский»)
1939 Народный артист РСФСР
1939 Кавалер ордена Ленина (за исполнение ролей в фильмах «Петр I», «Александр  Невский» и «Ленин  в  1918  году»)
1938 Кавалер ордена Трудового Красного знамени (за роль Царевича Алексея в фильме «Петр I»)
1937 Заслуженный артист РСФСР

Расширенный поиск:
Поделись ссылкой с друзьями