Главная
‡ ‡
Регистрация
‡
Восстановить Пароль
Привет, Гость
[15]
из
[15]
Введите Логин
:
Введите Пароль
:
Регистрация
Восстановить Пароль
Всеволод Пудовкин
Искать торренты:
Всеволод Пудовкин
Краткая
биография
Дата рождения:
28 февраля, 1893 | рыбы
Место рождения:
Пенза, Российская Империя (Россия)
Дата смерти:
30 июня, 1953 | 60 лет
Место смерти:
Москва, СССР (Россия)
Карьера:
Режиcсер, актер, сценарист
Жанр:
Драма,
история
, биография
Супруга:
Анна Земцова
Биография
Всеволод Илларионович Пудовкин родился по старому стилю — 16 февраля, по новому стилю — 28 февраля 1893 года в Пензе (через четыре года семья переехала в Москву). Его отец происходил из крестьян. Работая приказчиком, коммивояжером, он имел возможность дать сыну образование.
Пудовкин учился в шестой московской гимназии, увлекался живописью, игрой на скрипке, сочинительством пьес, астрономией, физикой, математикой, химией. Родители видели его медиком, Всеволод же поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета Московского университета.
Пудовкин не успел сдать выпускных экзаменов — началась война и он добровольцем ушел на фронт. Служил в артиллерии. Во время боев на Мазурских болотах Пудовкин был ранен в руку и в январе 1915 года попал в плен. В лагере под городом Килем (Померания) Пудовкин работал химиком.
В конце 1918 года он совершил удачный побег из плена. Вернувшись в Москву, устроился делопроизводителем в военкомат, через некоторое время — химиком московского завода «Фосген-1» .
В 1920 году в жизни Пудовкина произошел крутой поворот — он поступил в Первую государственную школу кинематографии при Всероссийском фотокиноотделе Наркомпроса. Пудовкин занимался в классе Владимира Гардина, известного режиссера, актера, сценариста, затем перешел в мастерскую Льва Кулешова.
Будучи студентом, Пудовкин начал принимать участие в создании фильмов. Как актер он снимался с 1920 года, в том числе в картине Гардина «
Серп и молот
» (1921), на которой был и сорежиссером. Вместе с Гардиным поставил пропагандистский фильм «Голод. Голод.
Голод
» (1921), написал сценарий ленты «
Слесарь и канцлер
» (1923, по пьесе А.В. Луначарского).
В 1924 году Пудовкин женился на актрисе Анне Николаевне Земцовой (снималась в кино под именем Анна Ли).
После ухода из коллектива Кулешова Пудовкин рисовал карикатуры для журнала "Безбожник". Зимой он работал над книгами о кинорежиссуре и сценарном искусстве, а весной 1925 года поступил на студию "Межрабпом-Русь".
Учитывая большой интерес Пудовкина к естественным наукам, руководство студии поручило ему постановку научно-популярного фильма "Поведение человека" ("Механика головного мозга") (1926), излагающего сущность опытов и учения физиолога И.П. Павлова.
Фильм получил высокую оценку Рокфеллеровского института в США, использовался в качестве учебного пособия в университетах Англии.
Предложение одного из руководителей "Межрабпома" М. Алейникова поставить фильм по роману "Мать" А.М. Горького было для Пудовкина неожиданным. Вершиной творчества Пудовкина стали его фильмы второй половины 1920-х годов: «
Мать
» (1926, по А.М. Горькому), «
Конец Санкт-Петербурга
» (1927) и «Потомок Чингис-хана» (1928, в международном прокате — «Буря над Азией»), которые образовали трилогию о революционных переменах в начале 20 века. Отличие Пудовкина от других мастеров монтажно-поэтического кинематографа 1920-х годов заключается в индивидуализированном (а не только типажном) показе героев на экране, внимательной работе с актерами, дотошной проработке деталей в кадре. Вместе с оператором А.Д. Головней Пудовкин добивался изобразительно выверенного кинематографического эффекта. Актерская работа Пудовкина в экранизации «Живого трупа», осуществленной в 1929 году Ф.А. Оцепом, демонстрирует высокий уровень проникновения в психологию Федора Протасова, по собственной воле выключившего себя из жизни.
Попытка Пудовкина применить методы монтажного кинематографа для исследования психологического состояния человека в фильме «
Простой случай
» (1932, сценарий А.Г. Ржешевского) привела к неоднозначному художественному результату. Картина стала странным симбиозом экспериментаторских наворотов и заурядной истории измены в семье красного командира. Режиссер подвергся резкой критике, в том числе за упорное следование устаревшей стилистике немого кино, поэтому срочно был вынужден сделать идеологически и эстетически правильную картину «
Дезертир
» (1933) о революционной борьбе рабочего класса Германии.
Пудовкин с трудом приспосабливался к требованиям повествовательного кинематографа 1930-х годов и только в 1938 году создал пафосную «Победу» (1938, совместно с М.И. Доллером) о доблестных покорителях стратосферы. Большинство последующих лент Пудовкина относятся к биографическому жанру: «
Минин и Пожарский
» (1939, с Доллером), «
Суворов
» (1941, с Доллером) — за оба фильма Сталинская премия 1941 года, «
Адмирал Нахимов
» (1947, Сталинская премия), «
Жуковский
» (1950, с Д.И. Васильевым, приз Карловарского кинофестиваля; Сталинская премия за 1951 год). Особенно был удачен «
Суворов
» (в главной роли Н.П. Черкасов).
Антифашистская картина «
Убийцы выходят на дорогу
» (1942, с Ю.В. Таричем) во избежание аллюзий со сталинской диктатурой даже не была представлена на просмотр для высшего руководства и запрещена нижестоящими инстанциями. Пафосные военные драмы — новелла «Пир в Жирмунке» (с Доллером) в «Боевом киносборнике № 6» (1941) и «Во имя Родины» (1943, с Васильевым, по пьесе «Русские люди» К.М. Симонова, Пудовкин сыграл также роль немецкого офицера), как и послевоенные социальные киноповести («
Три встречи
», 1948, выпуск — 1950, с С.И. Юткевичем и А.Л. Птушко) и «
Возвращение Василия Бортникова
» (1953, по роману «Жатва» Г.Е. Николаевой), не лишены тенденциозности искусства сталинской эпохи, хотя и отличаются характерным для Пудовкина интересом к людским судьбам.
В 1944 году Пудовкина избрали президентом киносекции ВОКС, которая осуществляла практически все международные связи советской кинематографии по общественной и творческой линии.
В последние годы своей жизни Пудовкин много путешествовал. Он мог свободно изъясняться на трех языках, перед поездкой читал не только справочники и путеводители, но и серьезные книги по искусству.
На протяжении почти всей своей творческой жизни Пудовкин не прекращал актерской деятельности. Его последней значительной ролью стал Юродивый в «Иване Грозном» (1945) С.М. Эйзенштейна. Пудовкин был крупнейшим кинотеоретиком своего времени. Его книги «Кинорежиссер и киноматериал» (1926), «Киносценарии. Теория сценария» (1926), «Актер в фильме» (1934), теоретические статьи переводились на многие языки мира.
Центральное место в творческом наследии Всеволода Пудовкина занимает проблема актера в кино. Пудовкин считал основой творчества актера в кино достоверность и естественность поведения, владение специфическими средствами кино. Он использовал мастерство актеров МХАТа (В. Барановская, Н. Баталов) и в то же время придавал особое значение типажным данным исполнителя. Пудовкин стремился трансформировать театральную актерскую технику в кинематографическую, определял органическую связь открытий К. Станиславского, требований его системы с законами игры в кино. Работа Всеволода Пудовкина с Барановской и Баталовым - высокий образец воспитания кинематографического актера, сочетающего принципы "искусства переживания", сформулированные Станиславским, со специфическими требованиями экрана. Всеволод Пудовкин развивает свои взгляды на природу творчества киноактера в ряде теоретических трудов, явившихся ценным вкладом в мировую теорию киноискусства.
В июне 1953 года В.И. Пудовкин отдыхал в Доме творчества Дубулты под Ригой, когда его свалил грипп с высокой температурой. Чуть поправившись, он с присущим ему азартом бросился играть в теннис. В ту же ночь Пудовкин получил микроинфаркт. Через день-другой ему стало лучше, но, когда он решил встать, его поразил обширный инфаркт сердца, потом инфаркт легкого...
Летом 1953 года Всеволод Илларионович Пудовкин скончался. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (2 участок, 39 ряд, 20 могила).
Режиссер
1952
Возвращение Василия Бортникова
1950
Жуковский
1948
Три встречи
1946
Адмирал Нахимов
1943
Во имя родины
1942
Убийцы выходят на дорогу
1941
Боевой киносборник 6
1940
Суворов
1939
Минин и Пожарский
1938
Победа
1933
Дезертир
1932
Простой случай
1928
Потомок Чингисхана
1927
Конец Санкт-Петербурга
1926
Механика головного мозга
1926
Мать
1925
Шахматная горячка
1921 Голод... голод... голод
Фильмография
1946
Адмирал Нахимов
... князь Меншиков
1945
Иван Грозный
2: Боярский заговор ... Никола Большой Колпак, юродивый
1944
Иван Грозный
... Никола Большой Колпак, юродивый
1943
Юный Фриц
... офицер
1943
Во имя родины
... немецкий генерал
1929
Новый Вавилон
... помощник в магазине
1929
Веселая канарейка
... иллюзионист
1928
Живой труп
... Федор Протасов
1927
Конец Санкт-Петербурга
... немецкий офицер
1926
Мать
... полицейский офицер
1925
Луч смерти
... отец Рево
1924
Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков
... 'Жбан'
1921
Серп и молот
... Андрей
1920
В дни борьбы
Сценарист
1943
Во имя родины
1942
Убийцы выходят на дорогу
1926
Механика головного мозга
1925
Луч смерти
1923
Слесарь и канцлер
1921 Голод... голод... голод
Награды и премии
1953 Орден Трудового Красного Знамени
1950 Сталинская премия второй степени («
Жуковский
»)
1950 Орден Ленина
1948 Народный артист СССР
1947 Сталинская премия первой степени («
Адмирал Нахимов
»)
1944 Орден Трудового Красного Знамени
1941 Сталинская премия первой степени («
Минин и Пожарский
», «
Суворов
»)
1940 Заслуженный деятель искусств РСФСР
1935 Орден Ленина
Расширенный поиск
:
Не выбрано
Русская
Зарубежная
Не выбрано
Мужской
Женский
Поделись ссылкой с друзьями
.:ТоррНАДО
©
2024 v.Platinum (IV+):.
Страничка сформирована за
0.031006
секунд.