Главная
‡ ‡
Регистрация
‡
Восстановить Пароль
Привет, Гость
[15]
из
[15]
Введите Логин
:
Введите Пароль
:
Регистрация
Восстановить Пароль
Мохсен Махмальбаф
/
Mohsen Makhmalbaf
Искать торренты:
Мохсен Махмальбаф
/
Mohsen Makhmalbaf
Краткая биография
Имя:
Mohsen Makhmalbaf
Дата рождения:
29 мая, 1959 | близнецы
Место рождения:
Тегеран, Иран
Карьера:
Сценарист, режиcсер, продюсер, актер
Жанр:
Драма,
документальный
,
военный
Супруга:
Марзия Махмальбаф
Биография
МАХМАЛЬБАФ, МОХСЕН (Makhmalbaf, Mohsen) (р. 1957), иранский режиссер, сценарист, монтажер, прозаик. Основатель кинематографической династии Махмальбафов.
Родился 29 мая, 1957 в бедном квартале Тегерана. Подростком вступил в нелегальную исламистскую группу, ставившую целью свержение монархии. В семнадцать лет после неудачной атаки на полицейского (чтобы завладеть огнестрельным оружием) попадает в тюрьму. Экстремальный опыт, полученный в заключении, оказал существенное воздействие на формирование личности режиссера и нашел отражение в сюжетах многих его лент. Незадолго до исламской революции 1979 его освобождают по амнистии. Он включается в работу по формированию новой, идейно выдержанной культуры. Становится одним из основателей пропагандистской организации, призванной нести в массы идеи ортодоксального ислама и оказывать противодействие тем деятелям искусства, которые невольно или намеренно искажают их.
Образ бывшего горлана-главаря плохо сочетается с нынешним имиджем режиссера, борца за свободу художественного самовыражения, не раз вступавшего в конфликт с официальной цензурой Ирана. За три десятилетия взгляды Махмальбафа претерпели существенные метаморфозы. Он не стал воинствующим безбожником, но формальному благочестию фундаменталистов-догматиков (с неприязнью показанному им в фильме
Кандагар
о клерикальной диктатуре талибов), режиссер предпочел "поэзию ислама". Ту, что берет исток в суфийской мудрости, не отвергающей чувственной прелести мира. Возможно, одним из толчков к трансформации мировоззренческих основ стало для него знакомство с практикой кинематографа, с образцами европейского авторского кино. По утверждению самого режиссера, первый фильм он увидел лишь после исламской революции, в двадцать три года. Прежде он сознательно игнорировал кино, считая его развлечением низменным и порочным. Позже Махмальбаф осознал, что режиссура — не просто одно из малопочтенных ремесел, что работа над фильмом может стать для него способом самораскрытия и самопознания, поводом для диалога с реальностью. Исследованию парадоксов кинематографического творчества, процессу синтеза экранных иллюзий посвящены его зрелые ленты —
Миг невинности
и Салам, синема!
Свой дебютный фильм Зарок поставил в 1982. Считается, что его первые работы "не представляли особого интереса". Прорывом для режиссера стала четвертая по счету картина
Бойкот
(1985). Она привлекла внимание местных критиков и заставила отборщиков зарубежных фестивалей пристальней приглядеться к перспективному новичку. Время действия — "при шахе". Оппозиционеры несходных политических взглядов вступают между собой в идейные споры, проверяют друг друга на слом. Главная тема картины — необходимость личного выбора в экстремальной, стрессовой ситуации — без сомнения имеет автобиографическую подоплеку. По утверждению режиссера, тюремный опыт научил его тому, что нельзя рассчитывать на помощь ближнего. В 1980-е он снимает "социальное кино" (в стиле итальянского неореализма), но пытается насытить сюжеты философскими рефлексиями, экзистенциальными мотивами. В фильмах того времени, таких, как
Лоточник
(1986),
Велосипедист
(1989), героями становятся бедняки, бедолаги, неудачники, ведущие повседневную борьбу за выживание, чтобы окончательно не погрузиться на дно. Но осуждению подвергается не новая власть, не идейные установки молодой исламской республики, а людские пороки — "пережитки темного прошлого", жестокосердие сограждан, равнодушно взирающих на невзгоды и бедствия обездоленных.
Ко второй половине 1980-х Махмальбаф сумел выработать свой индивидуальный стиль. Критики называли его то "псевдонаивом", то "поэтическим реализмом". На фоне постмодернистких картин тех лет его фильмы выглядят анахронизмом. Но возможно именно "старомодность" и стала одной из причин его успеха. Рецензенты увидели в Махмальбафе продолжателя традиций классического кинематографа, фигуру альтернативную пересмешникам и радикалам. Будучи режиссером-самоучкой, он сам искал ценностные ориентиры. Таковыми стали фильмы корифеев европейского авторского кинематографа 1970-х (в том числе Параджанова и Тарковского), их можно было увидеть в Иране. Махмальбаф перенял многие наработки предшественников — притчевую "подкладку" историй, первенство "живописной" составляющей кадра, равнодушие к трюкам и фокусам монтажа (небрежение к "клиповому мышлению"). Автор прибегает к метафорам, аллегориям, значимым умолчаниям. Язык иносказаний, в свою очередь, помогал ему обходить цензурные препоны. А цензура мулл в 1980-е была непреклонна и жестка.
В 1990-е социальная тематика в его фильмах, не исчезая вовсе, отходит на второй план. Работы этого периода можно разделить на две категории — "кино о кино" и экзотическое "этно". В 1992 выходит ретрокомедия Однажды, кино. Готовясь к съемкам, он погрузился в историю иранского кинематографа, отсмотрев подряд сотни старых лент. Водевильный сюжет о неком восточном монархе, без памяти влюбившемся в актрису "великого немого", выпадал из ряда фирменных злободневных историй Махмальбафа. Но вероятно, соответствовал персидским фольклорным архетипам и чаяниям зрительских масс — картина пользовалась успехом в национальном прокате.
Практически одновременно, чередуя работу над обоими проектами, режиссер снимает еще два "кино о кино":
Салям, синема!
и Хлеб и вазу (другое название Миг невинности). Картина
Салям, синема!
по жанру близка к модным ныне "реалити-шоу", а по тематике и накалу страстей вполне сопоставима с феллиниевской Репетицией оркестра. Разместив в тегеранской газете объявление о кастинге для непрофессионалов, Махмальбаф спровоцировал невероятный ажиотаж. Толпы жаждущих славы буквально штурмовали ворота студии. Он беззастенчиво манипулировал кандидатами, устраивал им каверзы и подвохи, стравливал соперников между собой, фиксируя их реакции на камеру. В ответ на укоры критиков, упрекавших его в нарушении границ дозволенного, он приводил контраргумент: я стремился продемонстрировать не собственную жестокость, но жестокость самой природы кинематографа. Среди явившихся на кастинг, по воле обстоятельств, оказался и экс-полицейский, стычка с которым некогда изменила судьбу режиссера. Махмальбаф решает реконструировать давний случай, чтоб заново пережить негативные воспоминания (и избавиться от застарелых психологических травм). Из этой идеи возник фильм Миг невинности. В кадре — реальные герои событий, инструктирующие юных исполнителей, которым предстоит превратиться в их экранных "двойников". Итог очевиден и неутешителен: прошлое можно воссоздавать в царстве киношных иллюзий, но изменить, переделать былое уже нельзя. Для постановки этой картины Махмальбаф взял заем у государственных структур. Отказавшись вырезать неподцензурные сцены, он лишился возможности льготного возврата долга, и чтобы погасить долг перед казной, вынужден был продать собственный дом.
К категории "этно" можно отнести его поздние ленты —
Габбе
(Иранский ковер), Тишину и даже обличительный Кандагар. Все они снимались в экзотических для европейца (да и для тегеранца) местах.
Габбе
— в отдаленной иранской провинции, среди кочевых племен.
Тишина
— в Душанбе,
Кандагар
— в Афганистане. Махмальбафа мало заботит документальная правда. Он манипулирует приметами экзотики в авторских целях, без стеснения вторгается в обиход местных жителей, перекраивая реальность на собственный лад. В персидских степях и в таджикской столице он поселяет людей, не утративших гармонии бытия. Их мир, напоенный поэзией и красотой, являет собой хоть и не зримый образ, но отблеск образа рая. Адом представлен талибский Афганистан — земля несчастных людей, утративших покой, лишенных свободы воли.
Во второй половине 1990-х он все меньше времени посвящает режиссуре, концентрируя свои усилия на педагогической и продюсерской деятельности. В 1996 на собственный страх и риск он создает семейное предприятие "Кинодом Махмальбафов" (названный так в память о потерянном жилище) — своеобразный гибрид киношколы и продюсерского центра. Костяк коллектива составили члены семьи. Самой юной была младшая дочь режиссера — восьмилетняя Хана. Каждый из учащихся на практике осваивал основные кинематографические специальности. Определенных успехов в режиссуре достигли вторая жена Махмальбафа Мазие и девочка-вундеркинд Хана. Но подлинной "фестивальной звездой" стала старшая дочь режиссера Самира Махмальбаф (р.1980). В своих лентах
Яблоко
(1998), Классная доска (2000), Пять вечеров (2004) она развивает метафорический стиль отца, соединяя искусную игру иносказаниями с четким политическим посылом. Как и ее отец, Самира не терпит невежества и мракобесия, глумления над человеческой личностью, духовной политической диктатуры.
Сценарист
2009
Рай для мамы
2009
The Man Who Came with the Snow
2008
Двуногий конь
/
Asbe du-pa
2007
Крик муравьев
/
Faryad moorcheha
2005
Стул
/
The Chair
(короткометражный)
2005
Shaere zobale-ha
2005
Sex & Philosophy
2003
В пять часов вечера
/
Panj e asr
... роман
2002
Афганский алфавит
/
Alefbay-e afghan
2001
Кандагар
/
Safar e Ghandehar
2000
День, когда я стала женщиной
/
Roozi ke zan shodam
2000
Tales of an Island
2000
Школьные доски
/
Takhte siah
1999
Сказки Киша
/
Ghesse haye kish
1998
Школа, которую унес ветер
/
Madresei keh baad bord
(короткометражный)
1998
Тишина
/
Sokout
1998
Яблоко
/
Sib
1996
Миг невинности
/
Nun va Goldoon
1996
Габбе
/
Gabbeh
1995
Салям, синема!
/
Salaam Cinema
1993
Образы династии Каджаров
/
Images from the Ghajar Dynasty
(короткометражный)
1993
Актер
/
Honarpisheh
1992
Однажды, кино
/
Nassereddin Shah, Actor-e Cinema
1992
Несовершенный человек
/
Mard-e na-tamam
1991
Ночи на реке Заянде
/
Shabhaye Zayendeh-Rood
1990
Farmandar
1990
Время любви
/
Nobat e Asheghi
1989
Брак благословенных
/
Arousi-ye Khouban
1989
Велосипедист
/
Bicycleran
1988
Лоточник
/
Dastforoush
1985
Бойкот
/
Baykot
1985
Zangha
1984
Убегая от зла к Богу
/
Este'aze
1984
Два незрячих глаза
/
Do Cheshman Beesu
1983
Покаяние Насуха
/
Tobeh Nosuh
1982
Marg Deegari
1982
Hesar dar Hesar
1981
Towjeeh
Режиссер
2009
The Man Who Came with the Snow
2007
Крик муравьев
/
Faryad moorcheha
2005
Стул
/
The Chair
(короткометражный)
2005
Sex & Philosophy
2002
Афганский алфавит
/
Alefbay-e afghan
2001
Кандагар
/
Safar e Ghandehar
2000
Tales of an Island
1999
Сказки Киша
/
Ghesse haye kish
1998
Школа, которую унес ветер
/
Madresei keh baad bord
(короткометражный)
1998
Тишина
/
Sokout
1996
Миг невинности
/
Nun va Goldoon
1996
Габбе
/
Gabbeh
1995
Салям, синема!
/
Salaam Cinema
1993
Образы династии Каджаров
/
Images from the Ghajar Dynasty
(короткометражный)
1993
Актер
/
Honarpisheh
1992
Однажды, кино
/
Nassereddin Shah, Actor-e Cinema
1991
Ночи на реке Заянде
/
Shabhaye Zayendeh-Rood
1990
Время любви
/
Nobat e Asheghi
1989
Брак благословенных
/
Arousi-ye Khouban
1989
Велосипедист
/
Bicycleran
1988
Лоточник
/
Dastforoush
1985
Бойкот
/
Baykot
1984
Убегая от зла к Богу
/
Este'aze
1984
Два незрячих глаза
/
Do Cheshman Beesu
1983
Покаяние Насуха
/
Tobeh Nosuh
Продюсер
2008
Двуногий конь
/
Asbe du-pa
2005
Sex & Philosophy
2003
Радость безумия
/
Lezate divanegi
2003
Усама
/
Osama
... исполнительный продюсер
2003
В пять часов вечера
/
Panj e asr
2001
Кандагар
/
Safar e Ghandehar
2000
День, когда я стала женщиной
/
Roozi ke zan shodam
2000
Школьные доски
/
Takhte siah
... продюсер: Fabrica Cinema
Фильмография
2000
Tales of an Island
1996
Миг невинности
/
Nun va Goldoon
... The Director
1984
Два незрячих глаза
/
Do Cheshman Beesu
Награды и премии
Каннский кинофестиваль, 2001 год
Победитель: Приз экуменического (христианского) жюри («
Кандагар
»)
Номинации: Золотая пальмовая ветвь («
Кандагар
»)
Европейская киноакадемия, 2001 год
Номинации: Приз Screen International Award («
Кандагар
»)
Каннский кинофестиваль, 1999 год
Номинации: Золотая пальмовая ветвь («
Сказки Киша
»); Золотая пальмовая ветвь («
Сказки Киша
»)
Венецианский кинофестиваль, 1998 год
Победитель: Золотая медаль президента Сената («
Тишина
»); Премия Серджио Трассати - особое упоминание («
Тишина
»); Награда CinemAvvenire - Кино, Человек, Природа («
Тишина
»)
Номинации: Золотой лев («
Тишина
»)
Карловы Вары, 1992 год
Победитель: Специальный приз жюри («
Однажды, кино
»)
Номинации: Хрустальный глобус («
Однажды, кино
»)
Ссылки
http://www.makhmalbaf.com
Расширенный поиск
:
Не выбрано
Русская
Зарубежная
Не выбрано
Мужской
Женский
Поделись ссылкой с друзьями
.:ТоррНАДО
©
2024 v.Platinum (IV+):.
Страничка сформирована за
0.047853
секунд.